Критерии оценивания итогового сочинения

Чтобы узнать результаты итогового сочинения, вовсе не обязательно ждать у моря погоды. Достаточно просто проверить свою работу самостоятельно, используя критерии оценки ИС, разработанные Рособрнадзором. Специально для Вас Многомудрый Литрекон публикует их и поясняет суть каждого условия.

Для того чтобы Ваше эссе было допущено для проверки, необходимо соблюсти два важнейших требования: объем сочинения (оно должно быть больше 250 слов) и самостоятельность работы (оно должно пройти проверку на антиплагиат). Важно иметь в виду, что представители данного ведомства рекомендуют написать в сочинении более 350 слов. Это относится, прежде всего, к тем, кому результаты проверки пригодятся при поступлении. Также стоит следить за цитатами: они не должны превышать объем текста самого автора. Чтобы не быть обвиненном в нелегальном заимствовании, нужно выделить цитаты на письме кавычками и указать, кому они принадлежат.

Если эссе не соответствует хоть одному этому из этих требований, дело плохо: Вы получаете незачет.

Далее приводятся критерии оценки итогового сочинения, К1 и К2 являются основными, и если хоть один из них не будет зачтен, то работа не получает заветного «зачета». Вам придется пересдавать экзамен.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен раскрыть поставленную тему, рассуждая над проблемой или отвечая на поставленный вопрос. Если Вам это удалось, то листайте дальше.

Однако если у сочинения нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла, то Вам грозит провал по этому критерию, который обернется «незачетом».

Пример распространенной ошибки:

Тема: Почему человек предает свою мечту?

Многие люди мечтают, но не все достигают своих целей. Я думаю, причина в том, что они предают свои грезы. Это когда человек верит во что-то, а потом разочаровывается и бросает начатое. Конечно, если дело наскучило, то нужно его оставить, но можно ли так обходиться с мечтой?

Аргумент 1: Ионыч предал свою мечту, а зря: он стал тем, кем не хотел быть.

Аргумент 2: Андрей из пьесы «Три сестры» не стал профессором, а зря: спился и деградировал.

Как видите, соскочить с поставленной темы довольно легко, если рассуждать абстрактно и растекаться мыслью по древу. Такая работа проверку не пройдет.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Этот критерий важен, так как он отвечает на многочисленные вопросы, можно ли использовать для аргументов то, что хочется, а не то, что читал в школе. Вот цитата из документа:

…использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Ученик должен привести не менее 1 аргумента. При этом он может по-своему трактовать произведение, использовать элементы комплексного анализа (разбирать проблемы, смысл, образы главных героев в контексте темы ИС).

«Незачет» угрожает тем, кто вообще не привел аргументацию, или не использовал ни одного произведения в защиту своей позиции. Также это касается тех, кто лишь упомянул название и событие из книги, но никак не связал их с темой эссе.

Пример ошибки:

Тема: Может ли добро победить зло?

Аргумент: В пьесе «Гроза» Катерина – луч света в темном царстве. Она добра и сострадательна, но в семье ей не везет: Кабаниха постоянно критикует ее, шагу не дает ступить без упрека. В их доме так тяжело находиться, что муж героини, Тихон, постоянно норовит покинуть его и не защищает жену, боясь матери. В финале Катерина не выдерживает давления и совершает самоубийство. Только тогда ее муж раскаивается в этом и нападает на Кабаниху, обвиняя ее во всем.

Как видите, в этом примере вообще нет связи с темой сочинения. Автор просто пересказывает сюжет книги, не рассуждая и не анализируя текст.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

По этому критерию можно получить зачет, если в работе присутствует логическая связность частей. Между предложениями должна быть понятная и четкая тема-рематическая связь. Вот цитата из документа:

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Пример ошибки:

Тема: Кого можно назвать добрым человеком?

Доброта – это очень важная черта характера. Большинство людей ценят ее. Но она встречается далеко не часто. Ее не так просто найти, но легко потерять. Обычно ее недооценивают, а когда начинают, то уже слишком поздно. В нашем мире сложно быть добрым, ведь велика вероятность столкнуться с неблагодарностью.

Как видите, предложения толком не связаны между собой, автор просто нанизывает цитаты из ванильного паблика друг на друга, не заботясь о логике изложения.

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

На этом этапе проверяется речевое оформление эссе. Вот требования к автору:

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Если же качество речи снижено до минимума, и постоянные недочеты затрудняют понимание коммуникативного замысла автора, то с этим критерием Вам не по пути.

Пример ошибки:

Думая о семье, слезы брызнули из глаз девушки. Девушка пожертвовала собой из-за семьи и родни, которые даже ей не родные.

Как видите, тут и неправильное употребление деепричастного оборота, и плеоназм, и тавтология. Все это делает речь убогой и малопонятной.

Критерий № 5 «Грамотность»

Этот критерий прост: нужно писать более или менее грамотно, и тогда зачет по этому требованию будет получен. Это не так сложно, ведь условия весьма щадящие.

 «Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *