Аргументы из литературы: Сострадание
Сострадание — это качество, которое выходит за рамки культурных границ и лежит в основе того, что значит быть человеком. Это способность осознавать страдания других и стремиться облегчить их, будь то словами, действиями или просто умением слушать. Не пройти мимо нуждающегося, поддержать человека, которому больно, быть рядом с близкими в горе и радости, сопереживать другим — всё это проявления сострадания. В мире безразличия и прагматичности быть сострадательным человеком — значит иметь активную жизненную позицию, требующую крепкого внутреннего стержня и зрелости. Истинное сострадание бескорыстно, идёт из сердца и требует полной самоотдачи. Это сложно, но светлые человеческие качества делают мир и общество лучше. Тема сострадания актуальна как никогда и часто встречается на итоговом сочинении. Многомудрый Литрекон поможет на примерах разобраться, почему же сострадание настолько значимо для человечества.
- Сострадание — болезненная, но важная тема, поднятая Эрихом Марией Ремарком в романе «На западном фронте без перемен». Пауль Боймер проявляет сочувствие как к своим товарищам, так и к врагам, несмотря на ужасы войны и неизбежное разложение личности. Его глубокая забота о сослуживцах очевидна в моменты товарищества и скорби, но самое яркое проявление сострадания показано в эпизоде, когда Пауль убивает французского солдата в рукопашной схватке. Охваченный чувством вины, он отчаянно пытается спасти умирающего и умоляет о прощении: «Прости меня, товарищ: как ты мог быть моим врагом?» Сострадание Пауля распространяется и на русских пленных, в которых он видит не врагов, а людей, страдающих от войны так же, как он сам. Своими действиями главный герой показывает неизменную способность человека к состраданию даже в самых бесчеловечных обстоятельствах.
- Сострадание не только делает человека лучше, но и создаёт прочную связь между поколениями — этой мысли читателя учит Ульф Старк в рассказе «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» Маленький мальчик по имени Берра мечтает о дедушке и встречает Нильса — пожилого мужчину из дома престарелых. Между ними зарождается глубокая связь, основанная на взаимной поддержке, заботе и понимании. Мальчики внимательно слушают, что нравится дедушке, и стараются проводить с ним больше времени. Услышав, что любимым занятием Нильса в детстве было воровство соседской вишни, Берра устраивает самый весёлый день рождения и возвращает дедушку в давно забытые времена. Именно благодаря этой связи Берра мечтает научиться свистеть песню «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» — так звали покойную жену Нильса. Когда мужчина умирает, священник упоминает, что его последние дни были особенно счастливыми. Ульф Старк показывает, что сострадание выходит за рамки традиционных семейных уз и создаёт крепкую духовную связь между людьми.
- В романе «Отверженные» Виктора Гюго тема сострадания раскрывается через столкновение милосердия и закона. Мириэль, епископ города Динь, своей добротой и бескорыстной помощью бедным меняет жизнь бывшего каторжника Жана Вальжана в лучшую сторону. Именно после встречи с епископом ожесточившийся и дикий преступник превращается в человека, способного на безграничную любовь и альтруизм. Он становится настоящим защитником для всех, кто нуждается в помощи. Инспектор Жавер — олицетворение беспощадного правосудия, в котором нет места состраданию и милосердию. Его неспособность к эмпатии приводит к внутреннему кризису и трагичной гибели. Через это противопоставление Гюго показывает, что именно сострадание делает человека по-настоящему живым, в то время как чёрствость и хладнокровие ведут к нравственной и физической гибели. Сострадание способно изменить не только жизнь отдельной личности, но и весь мир, ведь именно благодаря нему люди стремятся к социальной справедливости и борются с жестокими нормами.
- Сострадание в романе «Убить пересмешника» Харпера Ли тесно связано со справедливостью, пониманием и борьбой против человеческих предрассудков. Аттикус Финч защищает Тома Робинсона, несправедливо обвинённого чернокожего мужчину, проявляя сострадание даже перед лицом общественного осуждения. Он руководствуется светлыми ценностями не только на работе, но и воспитывает эмпатию внутри семьи, в своих детях. Через образ Скаут читатель видит, как формируется способность к состраданию. Благодаря совету «влезть в чью-то шкуру и походить в ней» девочка учится пониманию и доброте, не проигрывает сложностям, с которыми сталкивается её семья из-за того, что Аттикус «защищает черномазого». Когда «Страшила» Рэдли убивает разъярённого Боба Юэла, а местный шериф свидетельствует, что тот сам напоролся на нож, именно Скаут задает важный вопрос: «Ну это было бы вроде как убить пересмешника, ведь правда?» Пересмешник выступает в романе символом сострадания и невинности — грех его убивать. Артур Рэдли совершил преступление из сострадания, чтобы не дать Бобу убить детей. Несмотря на страшный поступок, его душа чиста. Так Харпер Ли показывает, что сострадание — главное орудие человечества против социальной несправедливости.
- Сострадательность человека выражается не только в доброте к другим людям, но и в его отношении к окружающему миру, природе. В произведении Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» тема сострадания раскрывается через взгляд Сантьяго на море и его обитателей. Старик воспринимает всякое живое существо как мыслящее и ведёт внутренний диалог с созданиями природы. Особенно ярко это проявляется в отношениях Сантьяго с марлином. Он проявляет глубокую симпатию и уважение к рыбе, рассматривая её не просто как будущую еду, а как достойного противника и «брата» в жизненной борьбе. Старик — рыбак, и он не убивает рыбу просто так, а признаёт ее благородство, благодарит за пропитание и искренне уважает. Через образ главного героя Хэмингуэй показывает, что сострадание — основа отношений человека с природой.
- Хорошим примером сострадания может послужить образ Ефима Дмитриевича из рассказа Андрея Платонова «Юшка». Несмотря на то, что главного героя постоянно обижают, оскорбляют и бьют, он не держит зла на людей и проявляет удивительное понимание. Юшка — сострадательный человек, верящий в то, что люди на самом деле его любят, просто не умеют показывать свои чувства правильно. Он также берёт на себя заботу о сироте, живущей в московской семье и получающей медицинское образование. Ефим Дмитриевич работает целый год, не покупает новую одежду и даже обувь, отказывается от сахара, чтобы девушка ни в чём не нуждалась. Поразительно и его отношение к природе: Юшка старается не навредить цветам, проявляет сострадание к мёртвым насекомым и чувствует себя без них осиротевшим. Его образ жизни перенимает и девушка-врач, безвозмездно помогая больным туберкулёзом. Платанов показывает, что способность к состраданию может передаваться от человека к человеку и создаёт цепочку добра.
- Образцовым примером сострадания можно назвать главную героиню произведения «Куст сирени» Александра Куприна. Вера Алмазова проникается сочувствием к мужу и вовлекается в его проблемы на учёбе, отказывая себе во всём необходимом. Когда Николай сталкивается с угрозой отчисления из-за неудачно сданного экзамена, именно Вера придумывает хитрый план с кустом сирени. Она продает свои драгоценности, чтобы купить кусты сирени и нанять садовника для их посадки на месте, указанном на чертеже. Благодаря её самоотверженности и находчивости, Николай успешно проходит проверку и остаётся в академии. Через такой простой и, казалось бы, незамысловатый сюжет Куприн показывает, что сострадание — это не просто мимолётное чувство жалости, а готовность помогать ближнему в трудную минуту.
- В произведении Александра Куприна «Чудесный доктор» сострадание показано как настоящее рождественское чудо, изменившее жизнь каждого персонажа рассказа. Семья Мерцаловых живёт в нищете, голодает и уже не надеется на лучшее. В момент крайнего отчаяния в их жизни появляется «чудесный доктор», прототипом которого является знаменитый доктор Пирогов. Он не просто помогает тяжело заболевшей девочке, но и оставляет денег на продукты. Напоследок он говорит семье никогда не падать духом, и эта ситуация способствует нравственному перерождению каждого члена семьи: отец находит работу, девочка выздоравливает, а братья поступают в гимназию. Григорий, один из братьев Мерцаловых, не устаёт рассказывать историю про доброго врача, который изменил его взгляды на жизнь и дал мотивацию. Этот рассказ учит нас тому, что даже один человек, проявивший сострадание к ближнему, способен многое изменить.
- Тема сострадания в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» занимает одно из центральных мест в исследовании морали, искупления и человеческих взаимоотношений. Раскольников изначально полагает, что может оправдать убийство ради предполагаемого высшего блага, разрабатывает теорию о сверхчеловеке и пытается её доказать. Однако его встреча с Соней, сострадательной и самоотверженной девушкой, всё меняет. Безусловная любовь и всепрощение Сони пробуждают в Раскольникове дремлющую способность к сопереживанию и состраданию, направляя его к исповеди и моральному искуплению. Сострадание в романе изображается как чистая, жизнеутверждающая любовь, которая не требует взаимности. Именно благодаря этому светлому чувству Раскольников начинает понимать ценность человеческой жизни и получает возможность духовного воскрешения даже после своего преступления.
- В романе «Война и мир» Льва Толстого сострадание — жизненно важная тема, переплетающаяся с любовью, прощением и нравственным ростом в условиях военного и общественного хаоса. Толстой изображает сострадание как силу, способствующую личному искуплению, духовному росту и восстановлению человеческих связей. Особенно ярким и показательным является образ Наташи Ростовой. Во время Отечественной войны 1812 года она становится сестрой милосердия и полностью отдаётся помощи нуждающимся. Во время осады Москвы Наташа убеждает отца отдать подводы для эвакуации раненых, жертвуя своим имуществом. Материальные ценности для неё не имеют никакого значения, важнее помочь как можно большему количеству нуждающихся. Через образ Наташи Ростовой автор показывает, что сострадание — это активная жизненная позиция, способность пожертвовать чем-то ценным ради другого, искреннее и безвозмездное вовлечение в чужую беду.
Автор: Софья Феофилова