Анализ стихотворения «Я не люблю» (В.С. Высоцкий)
Песню Владимира Семёновича Высоцкого «Я не люблю» можно смело называть автопортретом, так как в её текст были вложены ключевые принципы и характерные черты самого автора. Именно этот текст вспоминают люди, когда речь заходит о Высоцком, а фразы из этого произведения давно стали крылатыми.
Содержание:
История создания
Произведение «Я не люблю» было написано в 1969 году для кинокартины «Опасные гастроли». Высоцкому на момент написания был всего 30 лет, что говорит о безусловном таланте автора и его роли в творческих кругах тех времен. Впоследствии эту песню неоднократно использовал театр «Современник» в спектакле «Свой остров». Текст «Я не люблю» переведен на 50 языков и является одним из самых известных произведений из многочисленного репертуара Владимира Семёновича.
1969 год был поворотным в судьбе поэта. Годом ранее начались гонения на театр, где служил Высоцкий, параллельно с этим пресса обрушилась на самого Высоцкого, к которому у власть имущих уже накопилось немало вопросов. Журналисты, как по команде, стали критиковать «блатные и пошлые» песни автора, в которых он якобы пропагандирует маргинальный образ жизни и поет от лица алкоголиков, штрафников и других «неполноценных личностей». Высказались против творчества Высоцкого и многие представители искусства. Высоцкий даже написал открытое письмо, где поправил неточности и ошибки журналистов. Видимо, под влиянием обстановки, когда «лезли в душу», автор написал эти волнующие строки.
Жанр, направление, размер
«Я не люблю» написано в форме монолога от лица лирического героя. Большая часть литературоведов относят это произведение к жанру «песня» и направлению интимная лирика, так как характерными чертами данного направления является раскрытие глубинных чувств героя, его переживаний не только о любви, но и о дружбе, мире, отношении к тем или иным событиям и т.д.
Высоцкого принято причислять к поэтам-шестидесятникам. Их творчество отличалось эмоциональным подъёмом, внеидеологической направленностью и скрытой оппозицией к режиму. В годы оттепели их произведения отличались оптимизмом и самоуверенностью. Однако позже каждый поэт пошел своим путем, и движение рассыпалось на отдельные талантливые имена, отличающиеся самобытностью.
Композиция, конфликт
Композиция стихотворения кольцевая: автор начинает и завершает произведение одной и той же мыслью.
Песня построена в форме перечня отрицаний и рассказывает слушателю и читателю о тех вещах и действиях, которые чужды автору и призираются им: « холодный цинизм», «восторженность», которую можно трактовать как лицемерие, «насилье и бессилие», сплетни, клевета, неуважение к людям. В лирике поэта-песенника проглядывается не только конфликт государство-общество, но и внутренний конфликт героя, его нежелание подчиняться такому ходу событий и одновременно ощущение уязвимости и обиды.
Говоря о композиции произведения, мы можем видеть восемь четверостиший с перекрестной рифмовкой, где женские рифмы чередуются с мужскими. В поэзии подобный стихотворный размер называют пятистопным ямбом. Отличительной чертой ямба является двухсложный метр с ударением на втором слоге.
Смысл названия
Название «Я не люблю» подчеркивает то, что это личные чувства автора, которые можно принимать или не принимать, но о которых он не в силах молчать. Название раскрывает тему всего произведения и дает осознание того, что речь будет идти о непринятии, несогласии.
Суть или, говоря иначе, смысловое содержание данной песни состоит в передаче своих истинных чувств и принципов до аудитории. Высоцкий в каждой строчке говорит о вещах, которые он никогда не сможет полюбить.
Он раскрывает проблемы человеческого цинизма, лицемерия, лени, предательства, отсутствия чести, насилия и уязвимости, чем высказывает свою гражданскую позицию.
Образы и символы
Лирический герой произведения «Я не люблю» – сам автор. Он никого не призывает, ни к кому не обращается. Этот прием позволяет аудитории самостоятельно сделать вывод, задуматься о собственных ценностях и нравах, сопоставив их с чувствами поэта.
Его герой представляется молодым, храбрым, нравственным и неравнодушным человеком, для которого честь – не просто слово, а жизненное кредо.
Темы, проблемы, настроение
В песне Высоцкого «Я не люблю» поднимается сразу несколько тем.
- В первом четверостишии автор пишет о любви к жизни и желании не унывать.
- Во втором четверостишии Высоцкий поднимает тему лжи и лицемерия, говоря о том, что не любит «открыто цинизма», «восторженности» и «когда чужой мои читает письма».
- Далее в третьем четверостишии автор поднимает тематику предательства и жестокости тех, кто «стреляет в спину» или «в упор».
- Четвертое и пятое четверостишие отражает презрительное отношение героя к сплетням, славе и бесчестии.
- В шестом четверостишии Высоцкий пишет о том, что не любит «насилье» ровно также, как и «бессилие», что отражает его сильный характер и силу личных принципов.
- Седьмое четверостишие подтверждает то, что автор задает вопросы не только обществу и миру, но и самому себе, осуждая себя в моменты трусости и страха, а также здесь прослеживается сострадание к слабому и стремление к душевной свободе.
- В заключительном четверостишии автор говорит о непринятии всякого лицедейства, иначе говоря он ратует за прямолинейность и честность, и не поддерживает притворство.
Стихотворение «Я не люблю» наполнено социальной и духовно-нравственной проблематикой. В. Высоцкий пишет категорично и без лишних художественных приемов о дисгармонии в обществе и в душе человека. Он обнажает пороки людей, которые не сможет принять, какие бы перемены тому не сопутствовали. Таким образом, автор напоминает о вечных ценностях и моральных принципах, что делает стихотворение актуальным во все времена.
Основная идея
Произведение Владимира Высоцкого «Я не люблю» можно назвать жизненным ориентиром, благодаря которому человек сумеет сохранить и приумножить в себе такие качества, как честность, порядочность, уважение к себе и к людям, а также силу духа. Смысл стихотворения «Я не люблю» заключается в демонстрации морального кредо, которое позволяет оценить людей и расставить приоритеты в жизни верно.
В стихотворении отчетливо видны мотивы протеста против действующей власти и ее подходов. В нем мы можем увидеть основу разногласий Высоцкого и партийной элиты. Лирический герой протестует против тотальной слежки за гражданами, против цензуры и несвободы в творчестве, против насилия и репрессий, против вездесущего страха. Ему не нравятся сплетни и «наветы за глаза», которыми его окружили газеты в тот период. Каждая строчка перекликается с реальным положением, в котором оказался затравленный автор. Такова главная мысль стихотворения «Я не люблю».
Средства художественной выразительности
Как и многие работы В. Высоцкого, песня «Я не люблю» неоднократно подвергалась критике. Владимира Высоцкого часто обвиняют в безграмотности, в неправильном употреблении падежных форм и окончаний слов. Также критики часто обвиняют поэта-песенника в излишней простоте языка. Тем не менее, нельзя отрицать, что такой оглушительный успех Высоцкого отчасти связан с его близостью к народу и нежеланию использовать слова ради слов. Высоцкий транслировал те смыслы, в которые он верил, оставив нам огромное творческое наследие.
Тропы и другие средства выразительности в стихотворении «Я не люблю» многообразны. В глаза бросается анафора «Я не люблю», «Я ненавижу», которая придает стихотворению динамизм. Обратим внимание и на наличие немногочисленных инверсий: «Когда веселых песен не пою», «Когда чужой мои читает письма», «когда невинных бьют», «когда в неё плюют». Она необходимо, чтобы расставить правильные акценты.
Антитеза в стихотворении построена на контекстуальных антонимах:
«Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, – / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют».
Перечислим тропы, придающие речи образности и выразительности:
- Эпитеты: весёлых песен, открытого цинизма, уверенности сытой, сломанные крылья.
- Метафоры: словосочетания «почестей иглу», «сломанные крылья».
- Метонимия: «Уверенности сытой»
- Гипербола: «мильон меняют по рублю».
- Эллипсис: «Я не люблю, когда – наполовину; Или – когда всё время против шерсти, / Или – когда железом по стеклу».
- Употребление разговорных слов: неспроста, наветы, мильон.