Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском лицее» (А.С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин был выдающейся личностью девятнадцатого столетия. Его произведения не теряют популярности среди читателей и в наши дни. Пушкин создавал не только превосходные прозаические произведения, но также и лирические. Не секрет, что годы, проведённые Александром Сергеевичем в Царскосельском лицее, были лучшим временем для поэта. Это время оставило у Пушкина множество светлых воспоминаний. Ему Пушкин посвятил несколько работ. Наиболее известным из них является стихотворение «Воспоминание в Царском лицее». Рассмотрим анализ данного произведения по плану подробнее. 

История создания 

Произведение «Воспоминание в Царском лицее» отображает лицейские годы Александра Сергеевича. Известно, что стихотворение Пушкин создал незадолго до выпуска из Царскосельского лицея. Над созданием произведения Александр Сергеевич трудился на протяжении двух месяцев. Стихотворение было написано в ноябре 1814 года. А уже в 1815 году Пушкин представил на на экзамене, на котором присутствовал сам придворный поэт Державин. Гавриил Романович с восхищением отозвался о стихотворении Пушкина, назвав его своим преемником.

С этой работы начался творческий путь Пушкина, полный славных побед и достижений. Уверенный в себе поэт получил признание мэтра и необходимые знакомства, чтобы стать известным литератором и внести свой вклад в развитие отечественной культуры.

Жанр, направление, размер 

Произведение «Воспоминание в Царском лицее» имеет черты классицизма. На это указывает тяжеловесный и выспренний язык детища поэта. Он использует много устаревших слов «высокого штиля» и делает отсылки к Библии (притча о блудном сыне):

Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

По жанру оно напоминает элегию и классическую оду. Однако в первой части стихотворения читатель может заметить признаки других двух литературных направлений — романтизма и сентиментализма: герой ярко и даже преувеличенно демонстрирует свои сильные эмоции. Пушкин творил на рубеже культур, когда классицизм сменил сентиментализм, перешедший в романтизм. На закате творческого пути Пушкина зажглась новая литературная звезда — реализм. Все эти направления получили отражение в лирике и прозе Пушкина.

Создавая свое произведение, Александр Сергеевич использовал четырехстопный и шестистопный ямб — классические размеры.

Композиция 

Композиционный строй стихотворения «Воспоминание в Царском лицее» включает в себя три смысловые части. 

  1. В первой части читатель наблюдает за внутренним состоянием главного героя. В образе лирического героя автор сконцентрировал свои собственные эмоции, которые он испытывал во время прогулки по Царскому Селу. Для поэта это было поистине родное место. 
  2. Во второй части Александр Сергеевич воспевает памятники. Именно ими Пушкин восхищался на протяжении нескольких лет. Особенно поэт любуется Чесменской колонной и обелиском. 
  3. В последней части Пушкин затрагивает тему Отечественной войны. Поэт рассказывает читателю о Бородинской битве, а также о том, как русские воины бесстрашно дошли до Парижа. Также в финальной части автор рассуждает об истинном предназначении поэта. 

Образы и символы

Центральным в произведении является образ лирического героя — человека открытого, чувствительного, сентиментального. Он начитан и образован, ведь использует отсылки к Библии и истории. Именно его глазами читатель воспринимает события. Значимые исторические события описываются в стихотворении от его лица.

Сравнивая себя с блудным сыном из знаменитой притчи, герой признается, что «много расточил сокровищ я сердечных на недоступные мечты». Но на тяжелом жизненном пути его поддерживает воспоминание о лицейских годах, о славном месте, где он учился и обрел второй дом. Это говорит о его благодарности.

«Еще исполнены великою женою, Ее любимые сады…» — так герой говорит о Екатерине Второй и ее роли в становлении Царского села. Ведь именно императрица построила знаменитый замок в этом месте и облагородила земли статуями, садами, причудами новейшего зодчества.

Очень заметными в произведении являются образы важных государственных деятелей, о которых вспоминает главный герой. Их памятники создавали атмосферу исторической и культурной преемственности поколений. Например, он упоминает карфагенского военачальника Ганнибала, который долгие годы успешно отстаивал независимость Карфагена от Римской империи. Это упоминание вовсе не случайно. Далее поэт повествует о войне 1812 года, когда российская армия столкнулась с нашествием, равным по силе Риму в расцвете его имперских амбиций. Как и русская армия, Ганнибал успешно справился с захватчиками и «проводил» их до Рима, как и русские — французов до Парижа.

Во время Отечественной войны лирический герой учился и проклинал свое детство. Патриотизм был свойственен всем лицеистам той поры. Они хотели присоединиться к солдатам, но не могли. 

Стихотворение завершается сожалением о том, что многие не вернулись с тех славных битв и погибли в местах, где проходили бои. Бородино — место решающего столкновения армий на подступах к Москве, Монмартр — знаменитая улица в Париже, Литва упоминается потому, что через нее армия Наполеона отступала и наступала.

Темы, проблемы, настроение 

В своём стихотворении «Воспоминание в Царском лицее» Александр Сергеевич поднял две очень важные темы.

  1. Основная тема произведения — ностальгия о лицее. Лирический герой давно начал самостоятельную взрослую жизнь, но его опорой стало воспоминание о былых юношеских мечтах и стремлениях. Он мысленно возвращается в родные места и прикасается к целительным памятникам, пейзажам, видам. Мысли об этом утешают его в скорби и дают силы двигаться дальше. Этот посыл очень подходит к поводу: Пушкин стал выпускником, но навек запечатлел память о своем лицее. 
  2. Важной является тема могущества страны и подвига русских солдат. Недавнее окончание Отечественной войны 1812 года утвердило патриотический пафос. Отголоски кровопролитной войны чувствовались повсюду, в том числе и в Царском Селе. 
  3. Описание и жизнь Царского села — это тоже тема произведения. Автор любовно описывает красоту и изящество этого места, в которое действительно хочется вернуться.
  4. Историческая память тоже стала поводом для раздумий поэта. Глядя на памятники, он вспоминает славные главы истории и преисполняется уважением к предкам.

Настроение произведения «Воспоминание в Царском лицее» торжественное, как и подобает оде.

Основная идея 

Автор демонстрирует историческую и культурную преемственность между прошлым и будущим России. Такова главная мысль стихотворения «Воспоминание в Царском лицее». Все выпускники, впитавшие уважение к своей стране и ее истории, будут опорой страны, ведь никогда не забудут своей alma mater и ее уроков. Блудные сыновья лицея, несмотря на суету дней, станут верными продолжателями его традиций.

Александр Сергеевич выражает свое восхищение по поводу могущества и непобедимости своей страны. Стихотворение представляет собой утверждение вечного величия России. Смысл стихотворения «Воспоминание в Царском лицее» заключается в том, что Россия противостоит любой угрозе, ведь ее верные сыны не дадут ее в обиду. Память о прекрасных лицейских днях призовёт их к подвигу во имя чести. Так что младшему поколению не стоит беспокоиться из-за неучастия в войне. Ему еще доведется испытать себя во благо отчизне.

Средства художественной выразительности 

Анализируемое стихотворение включает в себя различные тропы.

  1. Очень яркими и выразительными являются эпитеты («времена златые», «в безмолвной тишине»). 
  2. Созданию образа великой России способствуют метафоры ( «земные боги», «венчалась славою счастливая Россия» и другие). 
  3. Также в произведении можно встретить олицетворения («каждый шаг в душе рождает», «чуть дышит ветерок» и другие.) 
  4. Звукопись: В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
  5. Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом.
  6. В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

Благодаря такому разнообразию средств художественной выразительности у поэта получилось создать атмосферу величия в стихотворении. 

Средства художественной выразительности позволили автору максимально точно передать настроение в стихотворении, а также раскрыть его основную мысль.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector