Анализ стихотворения «Угольки» (М. И. Цветаева)

«Главное в жизни писателя — писать. Не: успех, а: успеть» — говорила М. И. Цветаева. Марина Ивановна поэзию считала наивысшим видом искусства, так как способность словом передать всю внутреннюю сущность человека, всю Вселенную чувств и эмоций – это верх совершенства. Цветаева утверждала, что у ваятеля может остановиться резец (рука), у художника может остановиться кисть (рука), у музыканта может остановиться смычок (рука), а у поэта может остановиться только сердце. Поэт может увидеть ещё не созданную статую, не написанную картину, может услышать еще не сыгранную музыку. 

История создания

Стихотворение «Угольки» впервые было опубликовано в сборнике «Волшебный фонарь» (глава «Дети растут»). 

Произведение относится к раннему периоду творчества поэта. Примерной датой написания считается 1910 год. 

Данный период творчества Марины Ивановны можно назвать периодом пробы пера. В это время формируются основные темы творчества Цветаевой, формируется ее личный стиль, намечается удивительная музыкальность стихотворных строк поэта. 

Жанр, направление, размер

Творчество Марины Цветаевой не принадлежало и не принадлежит ни к одному из направлений — «Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу» (М. И. Цветаева). 

Но некоторые из направлений повлияли всё же на творчество автора. Романтизм и символизм отразились в ранней лирике Марины Ивановны. Также присутствуют признаки акмеизма и футуризма в более зрелых её произведениях.

Что касается жанров, то излюбленными жанрами Цветаевой были лиро-эпическая поэма, элегия, песни, романсы, колыбельные. 

«Угольки» — это маленькое произведение, наполненное глубоким смыслом, соответственно можно предположить, что произведение относится к жанру лирической миниатюры. Характерным для этого жанра является бессюжетность, преобладание настроения, ощущений  и ассоциаций над объектом, вызывающих их. 

Размер произведения трёхстопный хорей, но первый строки каждой строфы – четырёхстопный хорей. 

Хорей – размер, который реже используется из двусложников, хотя многие былины и частушки написаны именно хореем. Также данный размер подходит для песен. 

Рифмовка кольцевая – очень редкая рифмовка, достаточно сложная. Данный вид рифмовки придаёт особую выразительность лирическому произведению. Мужская и женская рифмы также закольцованы.

Смысл названия

Уголёк – это свидетель. Неприметный, маленький свидетель. К тому же  он является идеальным топливом, которое интенсивно выделяет тепло. 

Можно предположить, что уголь олицетворяет друга, близкого человека, который всегда находится рядом, готов выслушать, помочь не настаивая.

Также можно предположить, что название отражает всё, что осталось на сердце у влюблённого от безответного чувства — только угольки.

Образы и символы

Лирический герой Цветаевой – это не сама Цветаева, а человек, отражающий её внутренний мир, противоречивый, размышляющий. Часто лирический герой Марины Ивановны взаимодействует с другими персонажами произведения.

В стихотворении «Угольки» лирический герой – молодой человек, который переживает сердечную драму. Главным образом произведения является образ влюблённого. В литературе Серебряного века этот образ излюбленный. 

Мотив неудавшейся, трагичной любви, несбывшейся мечты, разлука, расставание также являются частыми образами лирики Цветаевой.

Разбираемое произведение пестрит различными символами. Это подтверждает некую тягу Марины Ивановны к символизму и его некоторым принципам.

Ночь – это время откровений, время теплых бесед, гениальных мыслей. Ночь ассоциируется с тайной, с чем-то неземным, загадочным. Также ночь иногда выступает символом одиночества. В данном произведении ночь усиливает ощущения брошенности и печальности лирического героя.

Горящая свеча в литературе символизма связанна с любовью, с ожиданием встречи с возлюбленным. Марина Ивановна объединила эти два символа в первой строфе, из которой стал ясен сразу настрой лирического героя, его тревоги и переживания. 

Ещё одним символом в произведении является красный цвет. Для Марины Цветаевой цвет имеет особое значение. Она окрашивает эмоции, чувства, ситуации в особые цвета. Причем один и тот же цвет при разных обстоятельствах может иметь разное значение.

Красный цвет самый любимый цвет поэта. Она употребляет его больше всего. Предположу, опираясь на тематику произведения, что красный в данном случае – это символ пламенной любви и страсти, а также боли, которую причиняет невзаимное чувство. 

Слёзы в поэзии Марины Ивановны – символ печали, утраты, тогда как дыхание может символизировать освобождение от страданий. Опираясь на контекст можно предположить, что лирический герой смиряется со сложившейся ситуацией, именно поэтому пишет письмо. 

«Тёмный» также можно рассматривать как цветовой символ Цветаевой, который олицетворяет тайну, раздумье героя.

Темы и проблемы

Для раннего периода творчества поэта характерны такие темы, как тема Родины, тема поэта и поэзии, тема любви. Разбираемое произведение о любви. 

Можно выделить несколько особенностей в цветаевской любви на бумаге. Первая из них — трагические ноты, вторая – любовь повсюду и во всем, то есть любовь не может быть заточена только в глубине души, а она растворена в воздухе, она пронизывает всё вокруг, третья – автор считает, что любовь вдали от любимого усиливается. 

Все эти черты просматриваются в разбираемом произведении. Лирический герой безответно влюблен, об этом говорит всё вокруг. Можно предположить, что любовь героя возрастает, так как последняя строфа явно пронизана отчаяньем и безысходностью, тогда как первая строфа еще была полна спокойствия и принятия.

Проблематика заключена в названии произведения. Огонь любви выжег всё дотла в груди и на месте сердца остались угли, но угли красные, горячие, что дает надежду читателю на возрождение сердца лирического героя. 

Также, исходя из рассуждений о смысле названия, можно предположить, что проблематикой является невозможность помочь влюблённому без ответа. Угли только являются безмолвными свидетелями, которые изо всех сил отдают своё тепло герою, пытаясь его поддержать.

Основная идея

Мне кажется, что смысл произведения заложен в рефрене. Эта фигура речи отражает стабильность, вселяет надежду. 

«…Это видел в печке
Красный уголёк.

…Это в тёмной печке
Уголёк слыхал.

…Гаснет, гаснет в печке
Красный уголёк.»

Все печали пройдут, тревоги утихнут, и жизнь пойдёт своим чередом.

Каждому из нас время от времени нужен такой «уголёк», который без нареканий и упреков будет дарить нам своё тепло. Думаю, что автор предлагает нам не забывать поддерживать своих близких, не забывать светить и греть. Такова главная мысль произведения.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности в стихотворении «Уголек» подчеркивают его смысл:

  • Синекдоха: «вздыхал о другом сердечке»;
  • Олицетворение: «видел уголёк», «уголёк слыхал»;
  • Эпитеты: «красный уголёк», «тёмной печке»;
  • Инверсия:

«…Это видел в печке
Красный уголёк.»;

«…Гаснет, гаснет в печке
Красный уголёк.»;

  • Рефрен:

«…Это видел в печке
Красный уголёк.

…Это в тёмной печке
Уголёк слыхал.

…Гаснет, гаснет в печке
Красный уголёк.»;

  • Лексический повтор: «гаснет, гаснет в печке»;

Автор: Кристина Мамедова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *