Анализ повести «Ночевала тучка золотая» (А.И. Приставкин)
«Ночевала тучка золотая» – остросоциальная повесть Приставкина Анатолия Игнатьевича, имеющая автобиографические мотивы и лирические отступления. В этой книге рассказывается история братьев, Кольки и Саши Кузьминых, известных как Кузьмёныши, которые переехали на Кавказ из детского дома в Подмосковье. Новая жизнь на юге не принесла им счастья и радости, а напротив, оказалась полна трудностей и горя. В романе затрагиваются различные важные темы, связанные с историей России, такие как Великая Отечественная война, депортации народов и трагические последствия войны в судьбе детей. Многомудрый Литрекон уже делился кратким содержанием произведения, а на этот раз подготовил анализ повести «Ночевала тучка золотая» по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
В своих интервью Анатолий Приставкин всегда старался говорить только правду, ведь
«сталинщина такое натворила, что расхлебывать и расхлебывать. Фальсифицировалась история, происходила подмена культурных, нравственных ценностей».
Он прекрасно понимал, что только истина поможет вылечить общество и помочь перестройке. Правда раскрывается преимущественно через литературные произведения – так было всегда, ведь именно писатели осознают всю ответственность момента. «Ночевала тучка золотая» не стала исключением:
«Эта книга мое пережитое. Я ничего не придумал, все, о чем в ней рассказано, происходило на самом деле, и волею судьбы, которая забросила наш подмосковный детский дом на Кавказ, я стал очевидцем тех далеких событий»
Перед «Тучкой» автором была написана другая повесть – «Солдат и мальчик», которую никто не оценил, даже писатели-фронтовики, поскольку посчитали описанные события какой-то другой войной. По мнению Приставкина, они и читатели — просто жертвы стереотипов, ибо тыл в 40-е годы был не менее страшным, чем сама война. После неудачного дебюта Приставкин стал «боковым» и ненужным писателем. Желание писать о войне приходилось закапывать в себе, но вдохновение вырывалось наружу. Так рука взялась за перо, в один из таких моментов родилась «Ночевала тучка золотая». Написание повести было завершено в 1981 году, но о публикации легальным путём не могло быть и речи.
«Словом, я выбрал для обнародования повести не совсем легальный путь, но другого не было. Собрал у себя на квартире друзей и устроил читку. Когда обзванивал, соврал, что приглашаю на вино «Изабелла», которое недавно привез с Кавказа. Естественно, все пришли, и, выбрав момент, я попросил разрешения прочитать одну-две главы из «Тучки». На лицах отразилось неудовольствие, но деваться моим гостям было некуда»
Были прочитаны несколько глав, затем же рукопись пришлось спрятать у друзей в доме. Через время все слушатели позвонили Приставкину и попросили копию повести для самостоятельного чтения. Она пошла по рукам, была прочитана не менее 600 раз. 20.12.1985 состоялось обсуждение в Союзе писателей.
«Ночевала тучка золотая» была издана в 1987 году, во время кардинальных перемен в СССР (перестройки), через год была отмечена Государственной премией СССР. Ещё через год была экранизирована режиссёром Суламбеком Мамиловым, который до этого поделился с автором историями из своей жизни, которые нашли отражение в «Тучке» (например, эпизод, когда могильными камнями стелили дороги).
«Снимается картина в тех самых местах. Когда чеченцы узнали, что денег на какие-то эпизоды может не хватить, они предложили свои»
Жанр и направление
Жанр «Ночевала тучка золотая» определить достаточно просто – это повесть. Перед нами небольшое по размеру произведение с детально проработанной историей и ограниченным числом героев, каждый из которых раскрыт как личность.
Направление – реализм с чертами натурализма, поскольку мы видим объективное и беспристрастное отражение действительности, человеческого характера, которые были сформированы под воздействием среды обитания.
Композиция
Композиция повести «Ночевала тучка золотая» весьма понятна. Все события идут в хронологическом порядке и описыаются довольно подробно. Иногда встречаются предыстории персонажей, например, Регины Петровны и Демьяна.
Всего в повести 32 главы, каждая из них, дополняя всю историю, повествует о каком-то случае из жизни Кузьмёнышей.
Смысл названия
Смысл названия «Ночевала тучка золотая» очевиден: это отсылка к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые стихотворение упоминается во второй главе. Сашка, один из Кузьмёнышей, задумывается о Кавказе и пытается вспомнить строки изученного стихотворения.
Колька тоже вспоминает знаменитые строки, но уже в двадцать восьмой главе, пытаясь самостоятельно проанализировать их:
«Может, этот холм и есть утес, а ротонда — тучка… Колька оглянулся и вздохнул. А может, тучка — это поезд, который Сашку увез с собой. Или нет. Утес сейчас — это Колька, он потому и плачет, что стал каменным, старым, старым, как весь этот Кавказ. А Сашка превратился в тучку… Ху из ху? Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет»
В тридцать второй главе, уже в Горьком, на представлении Колька читал наизусть «Ночевала тучка золотая» Лермонтова, но закончить не смог – было слишком больно.
Суть: о чем повесть?
«Ночевала тучка золотая» – очень пронзительная история о жизни наиболее уязвимых представителей общества во время войны. Перед нами дети, их страдания, судьбы, тяжёлая борьба с голодом, их беспризорность; равнодушные взрослые-эгоисты, в частности, Регина Петровна, которая из своего сердца смогла выдавить только два набора одежды.
Перед нами и другая сторона депортации народов Кавказа, которая замалчивается или подаётся совсем иначе.
Повесть «Ночевала тучка золотая» заставляет взглянуть на послевоенный период с другой стороны, переворачивает мировоззрение и заставляет ощутить всю трагедию – сколько же в мире зла и добра одновременно.
Главные герои и их характеристика
Главных героев повести «Ночевала тучка золотая» можно посчитать по пальцам, но это только на руку:
- Колька Кузьмин – один из братьев/«Кузьмёныш». Всегда мог придумать план осуществления идей, которые предлагались братом. Его интересовали более приземлённые вещи. Сильный и решительный. Более терпеливый и деловитый. В последних главах потерял родного брата и обрёл такого же сиротку – чеченца Алхузура, ставшего ему братом по крови.
- Сашка Кузьмин – второй из братьев/«Кузьмёныш». Умная голова, генерирующая идеи. Его интересовали более высокие вещи. Ранимый и слабый. Умнее и ест быстрее брата. Он же стал первым думать о поездке на Кавказ, а в конце — о жизни там. Погиб в одной из последних глав повести.
- Регина Петровна – воспитательница сироток, которых переселили на Кавказ. Красивая женщина, которая навсегда влюбила в себя Кузьмёнышей. Есть двое детей – «мужичков». Старалась оказывать Кузьмёнышам поддержку и заботу, но уехала с опасных земель с Демьяном. В конце попыталась забрать Кольку к себе, но тот не дался – не смог простить предательство.
- Алхузур – мальчик, чеченец. Такой же сиротка, как и Кузьмёныши. Через его образ раскрывается проблема жизни чеченского народа после депортации. Становится братом по крови для Кольки.
- Пётр Анисимович – директор детдома на Кавказе, в котором оказались Кузьмёныши. Раньше был завхозом. Всегда ходил со своим портфелем и любил повторять: «Это ведь непонятно, что происходит».
- Илья Зверев – проводник из поезда, который привёз Кузьмёнышей на Кавказ. Тоже сиротка. Человек с весьма тёмным прошлым, которое рассказано в двенадцатой главе. Спаивал Кузьмёнышей и подталкивал их на мелкие преступления ради своей выгоды.
- Демьян – бывший фронтовик, оставшийся без одной ноги. Ухаживает за Региной Петровной, а затем уезжает с ней, почуяв опасность. По сути, оставил Кузьмёнышей умирать.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика повести «Ночевала тучка золотая» обширна, затронут очень большой пласт жизненных вопросов на высоком уровне.
- Философская/христианская тематика. Об этом говорит сам Анатолий Приставкин:
«Такое творилось в те годы, что кровь в жилах стынет. У меня друга распяли так же, как одного из Кузьмёнышей. Но не на заборе, на дереве. И то, что Колька спасает Алхузура, обретает в нем брата, – в этом философский, если хотите, христианский мотив повести. Распятие, вознесение героя и его воскрешение в облике другого, другой национальности»
- Тема семьи. Вопреки голоду, лишениям и опасностям военных лет, братья продолжают поддерживать друг друга и бороться за свою жизнь, ведя всю деятельность по принципу «один за всех и все за одного».
- Тема насильственной депортации кавказских народов. Эти события поломали жизнь многих людей, которые просто хотели жить. В повести пострадали как чеченцы, так и привезённые сиротки: они лишились практически всего. Колька и Алхузур показали, что дружба народов возможна.
«[повесть] впервые привлекла широкое внимание к трагедии вайнахов, выселенных якобы из-за массового перехода на сторону немцев во время ВОВ со своих исконных земель»
- Жестокость взрослых. Эта тема раскрывается через самые разные образы взрослых героев: это директор — нравственный инвалид первого детдома, который держал детей голодными, а сам с родственниками с жиру бесился, это Илья, который делал вид, что дружелюбный, а сам спаивал Кузьмёнышей ради своих корыстных целей, это Демьян-фронтовик, оставивший Кузьмёнышей умирать, это Регина Петровна…
- Война глазами детей. С одной стороны, кажется, что дети не до конца понимают окружающие их ужасы, но с другой – осознание всего приходит быстро, когда теряешь самое ценное, что у тебя есть. Непроизвольно начинаешь думать, что такие дети – взрослые не по годам. Все геройско-романтические представления о войне, у кого они ещё есть, рушатся моментально.
Основная идея
Сюжет книги поражает своей динамикой и неожиданными поворотами. Она рассказывает о вроде мирном времени, но и войне между детьми и взрослыми, борьбе за выживание и противостоянии окружающему миру. Каждая глава этого захватывающего «приключения» как новое волнующее событие, следующее за предыдущим, словно на бусах ожерелья.
Но самым главным остаётся только один смысл: «мир не достоин существования, если он убивает детей»
Чему учит?
Повесть «Ночевала тучка золотая» учит многим вещам, заставляет задуматься о жизни, выводит на эмоции. Нужно уметь дружить, верить в людей, в добро, никогда не сдаваться; брать пример с Кузьмёнышей – верных, смелых, весёлых, готовых на всё в такие сложные времена, при жизни в детдоме.
Надо ценить жизнь и хвататься за любую возможность продления существования: Кузьмёныши несколько месяцев роют подкоп ради трёх буханок хлеба, соглашаются на поездку на Кавказ – там ведь овощи и фрукты, набирают гору культурных растений на поле, из-за чего один из них чуть ли не умер, соглашаются на авантюры проводника Ильи, переселяются с Региной Петровной и мужичками в соседнее село… Они делают всё, что в их силах. Думаю, что прочитать это произведение нужно каждому, а затем сделать личные выводы и понять нравственные уроки.
Критика
После публикации в российском ежемесячном журнале «Знамя» повесть вызвала бурю эмоций и стала одним из главным событий общества того времени. Это был один из первых способов огласки проблем, которые в своё время замалчивались.
Это было одно из первых литературных произведений, начавших серию громких залпов «перестройки» в стране. Критиковали правду, раскрытую в повести, не только литературоведы. В одном из своих интервью Анатолий Приставкин рассказал:
«Знаете, один из тех, кто выселял тогда чеченцев, бросил мне упрек: «Зачем ты об этом написал? Это нельзя вспоминать… Подобные открытия нужны только на Западе»»
Работа была переведена на многие языки, часто переиздавалась (более 4 с половиной миллионов копий только в Советском Союзе) и была отмечена премией уже через год после дебюта. На данный момент в сети «Интернет» можно найти тысячи положительных отзывов от читателей – это ли не показатель успеха?
Автор: Анастасия Александрова