Анализ стихотворения «Тень друга» (К.Н. Батюшков)
Константин Николаевич создал некий алгоритм написания стихотворений. Он считал, что очень много зависти именно от поэта. Он восхищался людьми, которым дарована способность воздействовать на публику слогом. А также он утверждал, что влиять на слух – это мало, нужно уметь коснуться души. Поэтому нужно, прежде всего, обдумать план произведения, затем успокоить мысли, привести их в порядок, и только после этого поэт утверждал, что наступит такая минута, которую нельзя не узнать, пропустить, минута, в которую необходимо взяться за перо и начать писать, а мысли сами встанут в необходимой последовательности. Ознакомимся с текстом и анализом одного из произведений К. Н. Батюшкова, стихотворения «Тень друга».
Содержание:
История создания
Произведение «Тень друга» имеет посвящение. Оно написано в память о погибшем друге поэта, в память Ивана Александровича Петина, который погиб в Лейпцигском сражении в 1813 году.
Дружба между Батюшковым и Петиным возникла ещё в 1807 году, во время похода русской армии в Германию.
«Души наши были сродны. Одни пристрастия, одни наклонности, та же пылкость и та же беспечность, которые составляли мой характер в первом периоде молодости, пленяли меня в моём товарище. Привычка быть вместе, переносить труды и беспокойства воинские, разделять опасности и удовольствия теснили наш союз. Часто и кошелёк, и шалаш, и мысли, и надежды у нас были общие…» — рассказал о дружбе с Петиным Константин Николаевич.
Смерть друга очень повлияла на поэта и на его творчество. В 1814 году Батюшков написал одно из лучших своих произведений – элегию «Тень друга». Впервые она была опубликована в журнале «Вестник Европы» в 1816 году.
Вот что К. Батюшков говорил о творчестве:
«Для того чтобы писать хорошо в стихах, в каком бы то ни было роде писать разнообразно, слогом сильным и приятным, с мыслями незаёмными, с чувствами, надобно много писать прозою, но не для публики, а записывать просто для себя.» (Батюшков К. Н.)
Жанр, направление, размер
«В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир человека, сокровенная жизнь его сердца» (В. Г. Белинский)
Исследователи творчества Константина Батюшкова не могут сойтись в едином мнении о конкретном отношении поэта к определённому направлению. Но произведения автора больше о внутреннем, об эмоциональном, душевном, а эта черты романтизма в литературе. Но романтиком назвать Константина Николаевича нельзя. Скорее «предромантик», так как устремления романтиков не были в полной мере характерны для поэта. Батюшков только лишь готовил почву для будущих романтиков.
Также в творчестве поэта можно встретить черты классицизма. Это чёткость художественных форм, чистота выражений, ясность произведения в целом.
Что касается жанров, то излюбленными жанрами Батюшкова являются элегия и послание. Хотя поэт пишет и в других жанрах, например эпиграмма, даже сказка имеется в творческом арсенале автора, но наибольших успехов он достигает в жанрах, позволяющих раскрыть психологическую жизнь человека.
«Тень друга» — элегия. Этот жанр является одним из основных жанров романтизма и сентиментализма. Характерными чертами данного жанра можно назвать размышления о жизни и смерти, о любви, отражение глубоких переживаний лирического героя.
Размер произведения – разностопный ямб, причем количество стоп не равномерно чередуется в стихотворении, также как и рифмовка на протяжении элегии меняется. Первые 16 строк имеют перекрестную рифмовку, затем следующие 4 строки имеют кольцевую рифмовку, потом вновь перекрестная рифмовка сменяется кольцевой и опять перекрестной, потом использована смежная рифмовка, и вновь перекрёстная сменяет кольцевую.
Женская рифма сменяет мужскую.
Смысл названия
Чтобы понять смысл названия, необходимо разобраться изначально в самом понятии «тень». Всем известно, что такое тень, когда она возникает, поэтому мы редко задумываемся над подобными «естественными» понятиями.
Тень – это нечёткое отражение существенного, его однотонный силуэт. То есть, перенося данную расшифровку на название произведения, можно предположить, что смысл его заключается в том, что вся элегия является отражением друга поэта, но отражением однобоким, лишь того, что запомнилось так смутно, «однотонным» воспоминанием.
Также мне понравилось такое определение тени. Это отражение от предмета, освященного с противоположной стороны. Как это может помочь в раскрытии смысла названия?
Когда друг автора был жив, когда они были «на одной стороне», когда солнце им обоим светило в спину – всё вокруг виделось ясно, одинаково двум друзьям. Но после смерти одного, они стали «по разные стороны», то есть солнце светит в спину одному, отбрасывая его тень на другого, на всё, что он видит. И теперь всё происходящее видится в ином свете автору, всё напоминает о погибшем друге, то есть всё знакомое стало другим, «освещенным» тенью гибели друга.
Образы и символы
Для творчества Константина Николаевича Батюшкова характерны два абсолютно противоположных лирических героя.
Первый герой является реалистом, который живет в материальном мире, а второй герой – герой, который живёт в мире чувств, эмоций, которому доступно видеть больше, шире, чем принято.
Лирический герой элегии «Тень друга» — это герой романтик, философ, который придаёт большое значение всему, что видит, слышит, ощущает. Его Мир большой, потому что герой смотрит на него не только глазами, а всеми органами чувств, а также Душой, которая, как известно, более зоркая.
Основным образом элегии является корабль. Интересно то, что поэт использует этот образ не единожды. В произведении «К Петину» автор сравнивает свою судьбу с небольшой лодкой, которой управляет Любовь:
«…Мой челнок Любовь слепая
Правит детскою рукой;
Между тем как Лень, зевая,
На корме сидит со мной…»
Также в стихотворении «Любовь в челноке» автор прибегает к образу небольшого водного судна.
В разбираемом же произведении корабль уже достаточно большой:
«…Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье
Ко страже, дремлющей под говором валов,-
Все сладкую задумчивость питало.
Как очарованный, у мачты я стоял…»
В поэзии Батюшкова корабль связан с темой одиночества, судьбы, которой управляют внешние силы. И если в первых двух произведениях образ судна лёгкий, то корабль в «Тени друга» представляется большим, мощным и неспешным. Можно предположить, что событие, о котором повествует автор, повлияло на лирического героя, на его восприятие жизни и на восприятие значимости жизни в целом.
Также ярким образом произведения является тень. Тень у поэтов-романтиков — это символом пограничного, между жизнью и смертью. У Батюшкова тень – это, скорее всего, синоним Души.
«…Мечом на дереве твой подвиг начертал
И тень в небесную отчизну провождал
С мольбой, рыданьем и слезами?
Тень незабвенного! ответствуй, милый брат…!»
«…И я летел к нему… Но горний дух исчез
В бездонной синеве безоблачных небес…»
Темы и проблемы
Тематически произведения Константина Николаевича Батюшкова можно разделить на любовную, философскую, историческую лирику.
Данное произведение относится к числу философского наследия поэта. Тематикой элегии является тема бессмертия души. Её раскрывает эпиграф Проперция, который предшествует самому стихотворению. В его тексте говорится, что жизнь не заканчивается смертью.
Также темой произведения является дружба.
Проблемой произведения принято считать то, что волнует автора в предложенной теме.
Поэт пишет о влиянии смерти близкого человека на жизнь в целом, на взгляды и восприятие мира в частности.
«…Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье
Ко страже, дремлющей под говором валов…»«…Все спало вкруг меня под кровом тишины.
Стихии грозные казалися безмолвны.
При свете облаком подернутой луны
Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,
Но сладостный покой бежал моих очей…»
Начало и конец произведения – это описание ощущений окружения лирического героя, которые резко отличаются друг от друга, соответственно можно предположить, что на это повлияло событие гибели друга.
Основная идея
Автор хотел донести до читателя, что дружба – это понятие без границ, она не заканчивается после смерти. Да, конечно, жизнь меняется после утраты, наверно становится более осмысленной, то, что волновало и тревожило раньше, теперь не волнует. Такова главная мысль стихотворения «Тень друга».
А корабль жизни, который был легким и «простым», стал большим «сложносочиненным» судном, который не потеряет направление от лёгкого ветерка не столь значительных событий. Лирическое произведение наводит читателя на размышления о тайнах жизни, на мысли о бессмертии Души.
Также можно предположить, что поэт предлагает подумать над тем, что дружба, любовь — это доказательство вечности и бесконечности Духа человека.
Средства художественной выразительности
Вот средства выразительности, которые использовал автор:
- Аллегория: «туманный Альбион», «Светила Севера»;
- Метафора: «берег утопал», «за кораблем вилася Гальциона», «валов плесканье», «трепет парусов», «дремлющей под говором валов», «сладкая задумчивость», «задумчивость питало», «ночи покрывало», «веселием цвело», «страшном зареве Беллониных огне», «тень в небесную отчизну провождал», «небесная отчизна», «тень незабвенного», «жадный слух», «слух ласкает», «и я летел к нему», « бездонная синева небес», «под кровом тишины», «при свете облаком подернутой луны», «сверкали волны», «сладостный покой бежал моих очей», «горний гость»;
- Сравнение: «как очарованный, у мачты я стоял», «чело…,как утро Майское веселием цвело», «исчез…, как дым, как метеор, как призрак полуночи»;
- Метонимия: «мечом на дереве твой подвиг начертал», «сон покинул очи», «все спало вкруг меня»;
- Олицетворение: «обряд свершенный дружбою»;
- Эпитеты: «волнах свинцовых», «вечерний ветер», «однообразный шум», «светила любезный», «небом сладостным», «отеческой земли», «томное забвенье», «роковой огонь», «завидной смертью», «глубоких ран», «майское утро», «милый друг», «лучших дней», «воин вечно милый», «безвременная могила», «верные друзья», «милый брат», «бледный труп», «знакомый звук», «незабвенный друг», «безоблачных небес», «стихии грозные», «сладостный покой», «лучший из друзей»;
- Архаизмы: «кормчий», «дремлющий», «вежды», «забвенье», «чело», «молви», «очи»;
- Градация: «все, все — и бледный труп, могила и обряд»;
- Инверсия: «Я берег покидал туманный Альбиона», «у мачты я стоял», « ветров шум и моря колыханье на вежды томное забвенье навели», «вид не страшен был», «пускай рука моя», «при свете облаком подернутой луны»;
- Риторический вопрос.
Автор: Кристина Мамедова