Анализ романа «Ярмарка тщеславия» (У. Теккерей)
«Ярмарка тщеславия» – грандиозный шедевр мировой литературы, который подарил нам английский писатель-сатирик и мастер реалистического романа – Уильям Теккерей. Произведение не просто так получило такое название: писатель показал нам состояние общества, его нравы, мысли и социальную пропасть. И ведь всё продемонстрированное актуально и в наше время – в 21-м веке. Снобизм, лицемерие, ложь и хамство вокруг каждого из нас… подобно товарам на ярмарке, которые окружают покупателей. Сегодня Многомудрый Литрекон приготовил для любимых читателей анализ романа «Ярмарка тщеславия» и готов им поделиться. Обязательно обратитесь к оригинальному тексту, восполните пробелы по краткому содержанию и приступайте к изучению анализа. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Уильям Теккерей решил профессионально заняться писательским делом из-за нехватки средств – ему нужно было кормить себя, жену Изабеллу и общих детей. Начал он с критических статей, а спустя некоторое время, в 1839-1840-х годах, выпустил первый роман, получивший заголовок «Catherine». После последовали «The Paris Sketch Book» и «Irish Sketch Book». Уильям их выпускал под псевдонимами, а сами работы не принесли ему успеха.
Долгожданный успех пришёл в 1847-48 годах – мир увидел «Ярмарку тщеславия», которая выпускалась в журнале «Punch» (по главам) и была опубликована под настоящим именем. Роман без героя значительно поднял репутацию Уильяма Теккерея и, хоть последующие работы были восприняты публикой также хорошо, остался самым известным в его литературной карьере.
Наиболее важным историческим контекстом для создания «Ярмарки тщеславия» послужили взлёт и падение Наполеона Бонапарта и битва при Ватерлоо. Этому посвящена большая часть романа, смерть одного из главных героев и воспоминания остальных упомянутых лиц.
Жанр, направление
Направление, к которому принадлежит «Ярмарка тщеславия», – реализм. В романе Уильяма Теккерея общество предстает перед читателями во всей красе, каким оно является на самом деле. Изображая правдиво отталкивающее лицо буржуа, автор не питал никаких иллюзий относительно возможности его превращения в отзывчивого и доброго человека. Он просто хотел раскрыть, без иллюзий и приукрашивания, суровую правду жизни.
Жанр «Ярмарки тщеславия» – социальный роман-хроника, поскольку перед нами история общества в движении, падение нравов и полная деградация морали.
Можно назвать «Ярмарку тщеславия» и историческим романом, так как автора интересует проблема влияния исторических событий на общественную, политическую и частную жизнь. Как реалист, он использует принцип исторического и социального детерминизма при изображении нравов и характеров.
«Ярмарка тщеславия» и плутовский роман, поскольку в центре сюжета присутствует сильный, хорошо заметный элемент плутовства: центральная фигура, то есть Ребекка, плутовка и злодейка, авантюристка, которая в раннем детстве становится сиротой и всю дальнейшую жизнь, благодаря своему уму, прокладывает дорогу к месту под солнцем. Таким образом, роман – исследование её приключений и превратности судьбы; история перенасыщена персонажами и происшествиями, которые связаны чуть ли не со всеми упомянутыми лицами. Единственное отличие – сюжет не является бессвязным, что характерно для плутовских романов.
Композиция
Роман имеет две основные сюжетные линии, каждая из которых связана с одной из двух девушек. Это Эмилия Седли, дочь биржевого маклёра, привыкшая в богатой жизни, и Ребекка Шарп, дочь художника и французской танцовщицы, сирота, которой приходится самостоятельно и путём обмана добиваться места под солнцем.
Развертывая две параллельные хроники, Теккерей не противопоставлял, а скорее сравнивал их, стремясь к ощущению внутренней связи – единства сил, которые движут всеми людьми, независимо от их принадлежности к той или иной социальной среде. Он хочет подчеркнуть: формы поведения могут быть разными, но суть везде одна.
«Ярмарка тщеславия» состоит из 67 глав и не имеет деления на тома, однако автор часто упоминает наличие последних прямо в тексте.
Смысл названия
Запоминающееся название – Vanity Fair – было заимствовано из аллегорического рассказа Джона Беньяна «Путешествие пилигрима» (или же «Путь паломника»).
Один из городов, с которыми сталкиваются паломники, называется Вэнити (Vanity), и в нём постоянно проводится ярмарка (Fair), призванная привлечь внимание читателя к чрезмерной привязанности человечества к материальному миру. В то время эта история была на слуху у активных читателей, и поэтому моральный подтекст не ускользнул от внимания аудитории.
Суть
«Ярмарка тщеславия», написанная Уильямом Мейкписом Теккереем, представляет собой увлекательный роман, который рисует яркий портрет общества и разоблачает поверхностные устремления карьеристов Англии начала 19 века.
Роман исследует темы богатства, статуса и изъянов общества, заставляя читателей подвергнуть сомнению свои убеждения и допущения об успехе и социальной иерархии; содержит резкую критику аристократии их неустанного стремления к власти, раскрывая присущие обществу недостатки и лицемерие.
Главные герои и их характеристика
По сути, в романе «Ярмарка тщеславия», как и написано в полном заголовке, нет главного героя, а показанные лица абсолютно равнозначны. Однако за кем-то же мы наблюдаем на протяжении всего текста – с ними Многомудрый Литрекон вас и познакомит:
- Ребекка (Бекки) Шарп/Кроули – выпускница пансиона для девочек мисс Пинкертон, сирота, дочь художника и француженки (балетной танцовщицы); жена Родона Кроули и мать Родона-младшего, которого никогда не любила. Лицемерная, хитрая, умная, беспринципная дама, считающая, что должна жить лучше других. Из-за неё окружающие залезали в огромные долги и получали множество проблем, из которых приходилось выпутываться без её участия. Самостоятельно, благодаря обманам, добилась высокого положения в обществе. В конце романа помогла старой подруге обрести счастье в личной жизни, открыв старую тайну; ушла из её жизни и приобрела капитал, благодаря которому смогла занять нишу в жизни и заняться благотворительностью.
- Эмилия (Эмми) Седли/Осборн/Доббин – выпускница пансиона для девочек мисс Пинкертон, дочь богатого (в дальнейшем разорившегося) торговца Джона Седли и его жены – миссис Мэри Седли, сестра Джозефа; жена покойного капитана Джорджа Седли и мать их общего сына – Джорджа-младшего; жена подполковника Уильяма Доббина и мать их общей дочери – Джейн Доббин; единственная настоящая подруга Ребекки. Трудолюбивая, покорная, послушная и милая леди, которой часто недоставало твёрдости характера, но эгоистична – это видно в её отношениях с сыном. Всем сердцем любила первого мужа, считала его своим кумиром, но, благодаря Бекки, узнала правду и открыла глаза на происходящее, что помогло ей найти счастье.
- Джордж Осборн – капитан английской армии; сын богатого купца мистера Осборна, крестник мистера Седли, муж Эмилии Седли и отец из общего сына – Джорджа-младшего. С юных лет был помолвлен с Эмилией, но брак был под угрозой из-за разорения мистера Седли. Женился на девушке из-за того, что дал обещание своему лучшему другу со школьной скамьи – Доббину, который любил Эмилию и желал ей счастья. С детства был любимчиком отца, получал всё самое лучшее и был надеждой семьи. Избалованный и тщеславный денди. Потерял доверие мистера Осборна и был вычеркнут из семьи из-за женитьбы с Эмилией. Погиб героем во время сражения при Ватерлоо.
- Уильям Доббин – капитан/майор/подполковник английской армии и герой битвы при Ватерлоо. В школе над ним издевались одноклассники из-за его бедности, но один случай всё изменил – он помог Джорджу Осборну противостоять хулигану. С тех пор они стали друзьями. Доббин всегда был преданным товарищем и готов был прийти на помощь в любую минуту. Скромный, добрый и верный человек. Много лет был влюблён в Эмилию, помогал ей и её сыну после потери Джорджа, содержал их, скрывал тайну Джорджа. В конце исполнил свою мечту и женился на Эмилии. После свадьбы с семьёй вернулся в Англию, ушёл в отставку. Души не чаял в Джейн – дочери.
- Джозеф (Джоз) Седли – офицер английской армии; сын мистера и миссис Седли, брат Эмилии. Большую часть жизни провёл на службе в Индии, из-за чего пропитался любовью к культуре этой страны. В начале романа влюбился в Ребекку, поддавшись её чарам, и был готов жениться, но Джордж его отговорил. Весьма богатый человек, любил тратить деньги, есть и выпивать. Ленивый и избалованный. В конце вновь поддался чарам Ребекки, отдалился от семьи и позволил этой даме высасывать их него деньги. В итоге умер; предполагается, что его могла отравить Бекки. Часто рассказывал о геройском прошлом, но это было либо приукрашено, либо являлось обманом. Сбежал, испугавшись возможного поражения при Ватерлоо.
- Родон Кроули – сын сэра Питта Кроули, брат Питта Кроули, любимый племянник мисс Матильды Кроули, соперник на получение наследства для дяди и тёти – мистера и миссис Бьют Кроули; муж Ребекки Шарп и отец из общего сына – Родона-младшего. Азартный игрок, участник дуэлей, любитель бильярда (благодаря которому в дальнейшем зарабатывал на жизнь). Офицер английской армии. Человек в долгах, за которым постоянно гонятся кредиторы. В дальнейшем губернатор острова Ковентри. Должен был унаследовать огромное состояние тётки – мисс Кроули, но тайный брак с Ребеккой этому помешал. Сильно зависел от жены, из-за чего ещё сильнее влез в долги и нахватал проблем. Был сильно привязан к сыну. Пришёл в ярость, когда застал Ребекку с лордом Стайном, и был готов отправиться на дуэль с маркизом. Умер от жёлтой лихорадки.
- Сэр Питт Кроули – вредный и скупой старик, дворянин и член парламента, баронет и наследник известной семьи Кроули; отец Питта, Родона, Розы и Вайолет Кроули, брат пастора Бьюта Кроули. В начале романа нанял Ребекку Шарп в качестве гувернантки для своих дочерей, после стал доверять ей управление всеми делами Королевского Кроули и даже предложил ей руку и сердце, но получил отказ. Имеет сильный хэмпширский акцент. Сэр Питт подчеркивает абсурдность британской классовой системы, показывая, как человек может стать высокопоставленным джентльменом несмотря на то, что у него почти нет качеств, обычно присущих аристократии. Умирает от болезни.
- Мистер Осборн – богатый отец Джорджа, Марии и Джейн; сначала друг, а затем враг мистера Седли. Он очень заботится о сохранении своего наследства, и когда он узнает, что Джордж настаивает на женитьбе на Эмилии, даже после того, как мистер Седли потерял свое состояние, он решает вычеркнуть Джорджа из завещания и отречься от него. Позже, после смерти Джорджа, мистер Осборн, кажется, сожалеет о некоторых своих действиях, хотя он продолжает действовать властно, вынуждая Эмилию расстаться с Джорджи, чтобы мистер Осборн сам мог воспитывать своего внука, по сути, получая второй шанс, поскольку он пытается помешать Джорджи стать таким, как Джордж. Ближе к концу своей жизни мистер Осборн меняет свое мнение и возвращает Джорджи Эмилии, оставляя ей деньги в своем завещании. Персонаж мистера Осборна показывает опасности гордыни – в конце своей жизни он сожалеет о том, сколько внимания уделял статусу и наследству. Умирает спустя какое-то время после смерти врага.
- Мистер Джон Седли – муж миссис Мэри Седли, отец Джозефа и Амелии; друг, а затем враг мистера Осборна. Он начинает как успешный биржевой маклер и друг мистера Осборна, но наполеоновские войны лишают его состояния, что усложняет планы Джорджа Осборна и Эмилии пожениться. Мистер Седли продолжает принимать неверные финансовые решения, проводит неуспешные махинации и сдерживает своих детей, распродавая ренту, которую сын присылает ему из Индии. Умирает через некоторое время после смерти любимой жены от болезни.
- Мисс Матильда Кроули – сестра сэра Питта Кроули и пастора Бьюта Кроули, незамужняя богатая женщина. Из-за её огромного состояния многие члены семьи пытались завоевать её расположение до того, как та умрёт. Совершенно не разбирается в людях. Хотя мисс Кроули любит говорить о том, что она не верит в наследственное дворянство, ее действия показывают, что она лицемерка, поскольку она отказывается отдавать свои деньги Родону после того, как он женится на Ребекке – гувернантке из низших слоев общества. В итоге завещает всё наследство племяннику, Питту Кроули, и его жене – леди Джейн.
- Мистер Кроули/сэр Питт Кроули – старший сын сэра Питта Кроули и брат Родона Кроули, Розы и Вайолет. Умный и начитанный. В конце концов унаследовал титул отца, стал сэром и баронетом, пэром же стать не удалось; богатства тётки, мисс Кроули, отчасти из-за того, что срочно женился на леди Джейн Саутдаун – благородной девушке из знатной семьи. Тратит непомерные суммы денег, пытаясь отремонтировать собственность, доставшуюся ему по наследству, а также пытаясь восстановить честь семьи. Умирает с разницей в полтора месяца с Родоном.
- Миссис Бьют Кроули – жена пастора Бьюта Кроули, брата сэра Питта. Известна своей любовью совать нос в чужую жизнь, знает все сплетни и любит находить информацию о каждом. Сразу невзлюбила Ребекку. Стала сиделкой при мисс Кроули, пытаясь добиться наследства, но потерпела неудачу – пришлось ехать домой и помогать восстанавливаться мужу. Была настоящей тираншей, которую боялась даже старуха. До конца считала виновным в неудаче своего мужа.
- Джорджи Осборн – сын Джорджа и Эмилии. Он очень похож на своего отца, который погиб во время наполеоновских войн еще до его рождения. Эмилия посвящает большую часть своего времени и внимания Джорджи, который показывает себя умным и способным ребенком. Но как только мистер Осборн встречает Джорджа, он планирует забрать его у Эмилии и растить Джорджи самому, возможно, чтобы компенсировать своё предыдущее решение – отречься от Джорджа-старшего. Под руководством мистера Осборна Джорджи начинает становиться маленьким «джентльменом», отдавать приказы и употреблять алкоголь, хотя он еще слишком молод. Характер Джорджи демонстрирует, как окружение ребенка формирует его личность, и особенно то, как давление завышенных ожиданий может оказывать развращающее влияние. Стал наследником состояния своего дедушки – мистера Осборна.
- Лорд/маркиз Стайн – один из самых богатых и благородных жителей Англии, весьма продажный. Вероятнее всего хотел завести роман с Ребеккой, из-за чего сделал её своей протеже, помогал выходить в свет и дарил ей дорогие подарки, помог устроить Родона на хорошую должность. В конце концов, после того как Родон застает Бекки и лорда Стайна наедине, лорд Стейн бросает Бекки, чувствуя, что она пыталась обманом вытянуть у него деньги. Его аморальное поведение контрастирует с его благородным титулом, подчеркивая лицемерие британского высшего класса. После всех событий перебирается в Неаполь, а вскоре умирает. Из-за стычки с Родоном до конца дней ходил с шрамом на голове.
- Родон Кроули – сын Родона Кроули и Ребекки. Не знал любви матери, имел прекрасные отношения с отцом и сильно его любил. В итоге жил в Королевском Кроули с дядей и тётей, отучился в Кембридже, стал другом Джорджи. Стал наследником семейства Кроули, получил титул и состояние.
- Леди Джейн Саутдаун/Кроули – дочь леди Саутдаун, жена сэра Питта и мать их общих детей – Питта Бинки и Матильды. Милосердна и добра. Приняла Родона-младшего как собственного сына. Помогла семье избавиться от Ребекки, показав характер.
- Леди Саутдаун – мать леди Джейн. Ей нравится строго контролировать свое домашнее хозяйство. После замужества леди Джейн с Питтом Кроули леди Джейн Саутдаун вскоре находит предлог, чтобы занять дом стареющей мисс Кроули.
- Миссис Мэри Седли – жена мистера Седли и мать Джозефа и Эмилии. Она подчиняется своему мужу и часто бывает болезненной – ее смерть приводит к серьезному ухудшению здоровья самого мистера Седли. В начале романа имела тёплые отношения с дочерью, но со временем они испортились. Умерла из-за болезни.
- Мисс Бригс – горничная, которую в конце концов нанимают в качестве «компаньонки», чтобы она помогала защищать Бекки от приставаний мужчин, пока ее муж, Родон, в отъезде. Несмотря на то, что она служанка Бекки, она одалживает ей крупную сумму денег. Хорошо относилась к маленькому Родону, занималась его воспитанием. В итоге Родон-старший отдал ей долг и нашёл место для работы получше.
- Мария Осборн/миссис Фридерик Буллок – дочь мистера Осборна, сестра Джорджа и Джейн. Вышла замуж за представителя знатного рода и сразу же стала дистанцироваться от семьи, считая их ниже себя. Претендовала на наследство отца.
- Джейн Осборн – старшая дочь мистера Осборна, сестра Джорджа и Марии. Старая дева. Вынужденно ухаживала за отцом, когда Мария вышла замуж и съехала. Была влюблена в Доббина.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика романа «Ярмарка тщеславия» обширны:
- Тщеславие. Эта тема вынесена в заглавие и является доминирующей в романе. Она охватывает всё общество, высмеиваемое автором. Тщеславие – мотивация большинства персонажей, определяющая всю буржуазную реальность; принимает в романе множество форм: от флирта Ребекки с богатыми и знатными мужчинами до отказа Джорджа жениться на Эмилии из-за отца. Тщеславие чаще всего проявляется в романе в форме чрезмерной любви к себе или нарциссизма. Например, Эмилия, хотя ее часто изображают самоотверженной жертвой, сама виновата в этой черте характера, когда она отчаянно берет всё, что может, у своего богатого и коррумпированного свёкра. Тщеславие – это одержимость эфемерными, неизбежно бесполезными вещами. Лучше всего это проиллюстрировано одержимостью Доббина Эмилией в течение долгих лет, потому что, хотя он единственный персонаж, которого Теккерей не считает «одиозным», Уильям может осуществить свою мечту только после заявления, что его слово никакой силы в доме не имеет, и открытия, что женщина не заслуживает такой преданности.
- Героизм. Большинство упоминаемых лиц ведут себя далеко не героически. Например, Джозеф в крайне антигероической манере сбегает сразу же, как узнает о проблемах на фронте. При этом в дальнейшем не боится рассказывать о своих «подвигах при Ватерлоо» и считается героем. Уильям Доббин же, настоящий герой, никогда о себе не рассказывал и не гордился своими успехами. О нём, как герое, говорили только близкие люди. Мистер Осборн и вовсе считал, что он и мухи не обидит, а в дальнейшем был удивлён.
- Хроника и время. Во время прочтения всегда ловишь себя на мысли, что время в романе стоит на месте, хотя по сюжет проходит приблизительно двадцать лет. Несмотря на то, что люди движутся вперёд и живут своей жизнью, возникает ощущение, что в одну и ту же игру играют снова и снова. Это игра в социальную мобильность и лицемерие – именно то, которое автор критикует в своем романе. Это придает книге ощущение болезненности, потому что вместо хронологического продвижения к какой-то достойной цели персонажи Теккерея застряли в пустом, никчемном… кукольном представлении?
- Смерть. «Ярмарка тщеславия», как можно заметить, наполнена смертями. Люди умирают часто и вполне естественной смертью, но никто не зацикливается на этом (кроме траура Эмилии из-за смерти Джорджа Осборна). Читатель сосредотачивается на обществе, которое высмеивается. Смерть в романе рассматривается в сочетании с жадностью и богатством – лучше всего это продемонстрировано на примере большой старухи мисс Кроули, деньги которой начали делить ещё до смерти. Автор написал роман, чтобы показать «буржуазный снобизм».
- Материализм. Теккерей имеет тенденцию сосредотачиваться на объектах в книге. Он называет одну из глав «Зелёный шёлковый кошелёк», имея в виду кошелёк, который Ребекка сплела в доме Седли; наряд Джозефа Седли часто описывается с мельчайшими подробностями; дома увешаны портретами, часто ложно изображающими персонажей на них, и наполнены предметами интерьера, которые также часто и подробно описываются. Материализм – это симптом буржуазного общества, и поэтому Уильям Теккерей осуждает его. Это наиболее очевидно, потому что является характерной чертой Джозефа Седли, которого рассказчик постоянно высмеивает, часто через других персонажей (например, отца Джорджа). Но материализм поражает большинство персонажей, потому что иметь много вещей – признак богатства. Даже Эмилия одержима фортепиано, которое купил для нее Доббин. Таким образом, мы видим, что вещи могут закрывать людям глаза на правду, поскольку она убеждена, что именно Джордж его купил, и была расстроена, когда узнала, что это не так – инструмент сразу же перестал иметь хоть какую-то ценность для неё.
- Правда. Автор всегда стремился раскрыть правду, даже если она не привлекательна. Все персонажи ведут борьбу, поскольку избегают правду. Ребекка обманывает всех и каждого, что оборачивается против неё. Эмилия отказывается видеть правду касательно Джорджа и его неверности даже при наличии доказательств, но её розовые очки всё же разбиваются. Доббин на протяжении многих лет не может признать и принять, что Эмилия его не любит. Родон и другие отказываются верить в то, что Ребекка является авантюристкой и манипулятором.
- Материнство. Оно показано в романе в двух видах: это полное безразличие Ребекки к сыну, причиной которого является, наверное, тот факт, что она сама сирота, и Эмилия, готовая отдать жизнь за своего сына и любящая его всем сердцем, поскольку сама росла в любящей семье.
- Искусство. На протяжении всего романа постоянно упоминаются рисование, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы и актёрство. Присутствует и искусство письма – многие письма сыграли ключевую роль в сюжете. Ребекка же и вовсе выделяется на фоне остальных героев, ведь является дочерью художника и танцовщицы, сама прекрасно пела и играла на фортепиано, рисовала и писала, манипулировала другими и играла роли.
Основная идея
Заглавие романа – «Ярмарка тщеславия» – отражает смысл. Автор разоблачает жестокость, обман, лицемерие и другие пороки общества, представляя нам героев как кукол в представлении – они перед читателями как на ладони.
Это произведение – метафора человеческого цинизма, актуальная и сейчас; многослойная панорама человеческих нравов и слабостей.
Чему учит?
Роман «Ярмарка тщеславия», отражающий пороки общества, показывает, как не нужно жить и поступать. На жизненном пути стоит доверять совести, быть милосердным и благодарить за судьбу за всё, что у тебя есть.
Роман учит и выявлять лжецов и лицемеров, которые точно встречаются всем. Многие не могли распознать авантюры Ребекки, что привело к печальным последствиям.
Мы все вынуждены жить в этом безумном мире, но это не значит, что нужно следовать его законам и становиться рабом его ценностей.
Критика
Ещё до публикации последней главы критики считали «Ярмарку тщеславия» сокровищем литературы, а первые рецензенты сравнивали этот роман с «Путешествием пилигрима», сравнивая героев; были расстроены мрачностью повествования и отражения человеческой натуры, считая, что Уильям Теккерей далеко зашёл в своей метафоре.
Шарлотта Бронте, знаменитая английская писательница и автор «Джейн Эйр», писала:
«Вам нелегко будет найти второго Уильяма Теккерея. Как он может передать несколькими чёрными линиями и точками оттенки выражения, такие тонкие, такие реальные; черты характера, такие незначительные, такие тонкие, какие так трудно уловить и зафиксировать, я не могу говорить – я могу только удивляться и восхищаться… Если бы Правда вновь была богиней, то Теккерей должен был бы быть её верховным жрецом»
Сам автор писал:
«Моя цель – вовлечь всех в погоню за Ярмаркой Тщеславия, и я должен довести свою историю до конца в этой унылой минорной тональности, лишь изредка намекая тут и там на лучшие вещи, которые мне не пристало проповедовать»
Автор: Анастасия Александрова