Анализ стихотворения “Стихи о неизвестном солдате” (О.Э. Мандельштам)

«Стихи о неизвестном солдате» — одно из сложнейших для дешифровки стихотворений Осипа Мандельштама. Существует множество исследований, посвящённых этому тексту. Пожалуй, каждый опытный мандельштамовед предпринимает попытки расшифровать «Стихи», но они до сих пор остаются не до конца разгаданными, оставляют пространство для новых интерпретаций. Многомудрый Литрекон представляет читателям анализ стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» по плану. Быть может, эта работа вдохновит вас на своё собственное исследование, и Вам удастся разгадать ещё больше образов и метафор, из которых соткано это стихотворение.

История создания

Ранее, в январе 1937 года, Мандельштам пишет «Оду Сталину», стихи, которые, как ему казалось, могут спасти его от гибели. Сталин рисуется здесь тем, кто «сдвинул мира ось». Поэт мучается с текстом, который должен возвеличить вождя. Мандельштам унижается, чтобы спастись, но ода едва ли помогает поэту. Последующие стихотворения будто бы остаются под влиянием «Оды»: те же образы, искажается посыл стихотворений, везде мерещится образ Сталина.

Далее стихи очищаются от образов, навеянных «Одой». Стих выправляется, текст обращается к прошлому, к искусству – к тому, что всегда было дорого поэту и служило основой для текстов. «Стихи о неизвестном солдате» становятся антиподом «Оде Сталину» величиной и монументальностью. В новом стихотворении — большее разнообразие частей, свобода ассоциации и мощность образов.

«Стихи о неизвестном солдате» датированы периодом с 1 по 15 марта 1937 года, но работа над ним продолжалась и в апреле. Сохранилось несколько редакций текста, поэт колебался между текстами 7 и 8 отрывков, и стихотворение осталось незаконченным. Относится оно к периоду воронежских тетрадей. К третьей тетради относятся стихи, написанные с марта по май 1937 года. Мандельштам считал пиком тетрадей именно «Стихи о неизвестном солдате».

Жанр, направление, размер

Сложно дать точную жанровую характеристику для этого текста. Кто-то называет «Стихи» поэтической симфонией, а кто-то относит его к фантасмагории (бредовое видение) или оратории (драматическое произведение для хора и оркестра). 

Трудно определить и направление, в котором созданы последние стихотворения. Например, Н. Струве отмечал, что Мандельштам после 1921 года отходит от акмеизма, и период 1935-1937 годов так и называется — «воронежские тетради». Можно сказать, что в этот период Мандельштам творит вне направлений, следует тому, что велит ему внутреннее чутьё и поэтическое мастерство.

Размер стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» — анапест с чередованием женской и мужской рифм (aBaB). Так как ударение приходится на последний слог, это придаёт тексту стремительности, потому что ритмически он постоянно устремлён вверх. Несмотря на это обстоятельство, стихотворение звучит трагически, надрывно. Этим размером написаны почти все 20 последних стихотворений Мандельштама, и при разной тематике они все связаны со смертью.

Смысл названия

Первые могилы неизвестного солдата появились в Париже и Лондоне после Первой мировой войны. Построены они в период 1920-1923 годов. Вероятнее всего Мандельштам отсылает читателя к французскому памятнику, так как в произведении упоминаются детали наполеоновских войн. В России же подобное сооружение появилось позже, в 1967 году, и было посвящено подвигу советских солдат в Великой Отечественной войне.

Кроме того, название соотносится с темой войны в целом. Солдаты гибнут безызвестными  и попадают в братскую могилу. Невозможно учесть всех погибших на войнах, когда-либо сотрясавших мир. Хоть в заглавии и используется форма единственного числа («о неизвестном солдате»), повествование разворачивается по всему миру, говорится о множестве войн. Так, это стихотворение о солдатах, которые погибли на войне и ушли без следа, лишившись имени.

Сам Мандельштам в конце концов оказывается неизвестным солдатом: он погибает в дальневосточном пересылочном лагере и оказывается в братской безымянной могиле. В строках «столетья обступают меня огнём» он метафорически выразил и связь с двумя разными эпохами, и трагичность собственной судьбы.

Образы и символы

В стихотворении «Стихи о неизвестном солдате» много указаний на космические объекты и природные явления: воздух, дождь, свет, поле, луч, небо, звёзды. Хоть упоминаются многие «светлые» объекты (часто повторяется собственно свет) — это свет убивающий, и небо отныне тоже враг, там тоже убивают и хоронят, поэтому встречаются словосочетания «воздушная яма» и «воздушная могила».

В годы Первой мировой войны в сражениях стали использоваться аэропланы. Происходит изменение восприятия мира: небо больше не свидетель, но активный участник бойни. Смерть теперь и на земле, и в небе. Звёзды, равнодушные ябеды, так же не вызывают у Мандельштама тёплых чувств, как и раньше, в юности.

Встречается образ ласточки, только она хилая, разучившаяся летать. Для Мандельштама, с самих ранних текстов, ласточка символизирует поэтическое слово. В тяжёлое время бывает трудно найти силы, чтобы заговорить, сотворить текст, поэтому птица слаба.  «Разучившаяся летать» ласточка может символизировать и подбитый самолёт, который стремительно летит навстречу земле. Таким образом, мы имеем дело с многозначным символом.

Много указаний на телесность: кровь, череп, аорты, глазницы, сердце. Это логично, учитывая, что повествование связано с людьми и войной. Указание на телесность добавляет картине детальности и образности, больше вовлекает читателя в происходящее.

Темы

У стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» разнообразная тематика, что соответствует масштабности повествования, той бесконечности, исторической и географической, которую пытается охватить поэт.

Одной из тем стихотворения стало воспоминание о Первой мировой войне и вырастающая из этой трагедии угроза новой мировой войны, которая будет подобна концу света: «от меня будет свету светло». К сожалению, это стихотворение оказалось пророческим, и спустя несколько лет разразилась Великая Отечественная война, унёсшая ещё больше жизней.

Следующая тема носит философский и историософский характер: человек, как жертва войн современности. Напрямую упоминаются сражения Наполеона I: битва при Лейпциге, или Битва народов, считавшаяся крупнейшим сражением в истории вплоть до Первой мировой войны. Помимо этого — битва при Ватерлоо, последнее крупное сражение императора Бонапарта, и Египетские походы. От них контекстуально простраивается связь с Первой мировой. Сюда же могут быть отнесены и репрессии советской эпохи, с которыми Мандельштам столкнулся напрямую.

Естественно, тема войны тесно связана с темой смерти: «Будут люди холодные, хилые / Убивать, голодать, холодать». Смерть и людские страдания неизбежны, тем более на войне. В стихотворении разворачивается повествование о множестве людей, попавших в общие могилы:

«И в своей знаменитой могиле / Неизвестный положен солдат». 

Сюда же относится тема суда: свидетелем становится воздух, звёзды глядят «в осужденье судьи» и оказываются ябедами, расстилается над полем битвы «неподкупное небо». Лирический герой берёт на себя роль рассказчика, того, кто выступает на Страшном суде за погибших и страдающий мир. Он свидетель катастрофы и отражает увиденное в тексте.

Появляется здесь и тема губительного света. Это не свет жизни, а свет смерти; он светит со времён наполеоновских войн, и лучи его достигают современности рассказчика. Противопоставляется свету ночная темнота: «Доброй ночи, всего им хорошего». Тьма приносит покой в смерти и окончательное спасение от войны.

Проблемы 

Проблематика стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» носит антивоенный характер.

  1. Первая проблема — гибель людей. Разве человек развивается для того, чтобы воевать? В отрывке о черепе Мандельштам приводит в пример Шекспира. Человек — это деятельная сила, которая должна быть направлена на созидание, а не на уничтожение.
  2. Вторая проблема — само явление войны. В «Стихах» упоминаются войны Наполеоновской эпохи, соотносится текст и с Первой мировой войной, самой страшной на тот период времени. Для чего разрушения и смерти? На это нет ответа.
  3. Третья проблема — роль поэта в истории. Лирический герой «Стихов» рождён на рубеже веков и ощущает себя связующим звеном между ними. Трагедии и катастрофы обоих столетий обступают его огнём, но огонь этот может быть как закаляющим, так и уничтожающим. Несмотря на трудности и лишения, лирический герой «даёт отчёт» о происходящем — на это нужна смелость и душевные силы.

Смысл 

Основная мысль стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» может звучать следующим образом: война уничтожает людей, обращает природу во врага и убийцу. Человек не для того рождается и развивается, чтобы убивать таких же, как он, людей. Война — выгода для тех, кто её устраивает, и большое горе для всего мира, конец света, который приходит снова и снова.

Главная идея стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» — показать ужасы войны через наслоение образов и мотивов, через взаимопроникновение времён как исторических, так и грамматических форм языка. Перед читателем разворачивается кошмарное повествование, которое ни в коем случае не должно стать реальностью.

Чему учит?

Раз у этого стихотворения антивоенный пафос, то можно сказать, что «Стихи» открывают читателям глаза на то, что приходит вместе с войной: голод, разрушение, смерть. Земля покрывается окопами и могилами, взрывается снарядами. Люди растворяются в темноте, уходят в пустоту. Война приносит сплошные страдания и лишения.

В контексте этого стихотворения можно задуматься и о разрушающем воздействии человека на окружающий мир. Люди превращают в пространство смерти уже не только землю, но и небо, которое прежде было обещанием покоя после смерти. Теперь же и небо обернулось «воздушной могилой» после изобретения боевой воздушной техники. Против людей оборачивается и природа, которая прежде была источником красоты и успокоения. Виноват в этом сам человек. 

Средства художественной выразительности с примерами

В стихотворении «Стихи о неизвестном солдате» огромное количество метафор и эпитетов, которые по большей части представляют собой загадку. Встречаются авторские неологизмы, а некоторые слова (изветливы, яворовая, мглит) хоть и представлены в словарях русского языка, но используются так редко, что тоже кажутся авторской выдумкой. Повторы некоторых выражений роднят тест с фольклорными произведениями, для которых характерны повторяющиеся конструкции и постоянные эпитеты. Инверсия меняет интонационный рисунок предложения, и благодаря этому приёму читатель точно не упустит циничное, а потому что цепляющее внимание словосочетание «хорошо умирает».

Эпитеты:

«неприветливый сеятель»;
«люди холодные, хилые»;
«ласточка хилая»;
«ядовитого холода»;
«светлой болью»;
«светопыльной дорогою»;
«дорогие глазницы»;
«с их тусклым огнём»;
«белые звёзды»;
«шепчу обескровленным ртом».

Метафоры: 

«дальнобойное сердце»;
«океан без окна»;
«лесистые крестики»;
«воздушная могила»;
«растяжимых созвездий шатры»;
«свет размолотых в луч скоростей»;
«молью нулей»;
«и своими косыми подошвами / луч стоит на сетчатке моей»;
«по околицам века»;
«мыслью пенится»;
«понимающим куполом яснится»;
череп — «звёздным рубчиком шитый чепец»;
ночь — «мачеха звёздного табора»;
«столетья окружают меня огнём».

Неологизмы: десятиточноозначенный, опрозраченный, светопыльной, черномраморной.

Повторы: «свет размолотых в луч скоростей», «весь летит светопыльной дорогою», «чуть-чуть красная мчится в свой дом» и «чуть-чуть красные мчались домой».

Инверсия: «хорошо умирает пехота, / и поёт хорошо хор ночной».

Автор: Софья Панихидникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector