Анализ стихотворения «Сохрани мою речь навсегда» (О.Э. Мандельштам)

Неспроста знаменитого русского писателя Осипа Эмильевича Мандельштама называли поэтом с грустной душой. Он заметно выделялся среди других поэтов двадцатого столетия. Осип Эмильевич, несмотря на опасность, резко критиковал принципы сталинского режима, ведь он не позволял ему в полной мере проявить свой талант и откровенно вредил стране. Одним из самых интересных произведений Осипа Мандельштама является стихотворение «Сохрани мою речь навсегда». Рассмотрим подробный анализ данного произведения по плану. 

История создания 

Работу над созданием произведения «Сохрани мою речь навсегда» известный поэт завершил в 1931 году. Автора не стало спустя семь лет после написания стихотворения. Уже в 1933 году его арестовали, и бесконечные политические гонения существенно ослабили его здоровье, в результате чего поэт умер после второго ареста, находясь в тюремном бараке. Его тело поместили в братскую могилу, которую не нашли даже в наши дни.

При жизни Мандельштама его творение не было опубликовано. Супруга Осипа Эмильевича хранила в памяти его произведение. Читатель смог ознакомиться с ним лишь спустя тридцать лет. Известно, что его напечатали в Нью-Йорке. В Советском Союзе стихотворение увидело свет лишь в 1966 году — в годы «Оттепели». А до этого за такие литературные изыски можно было получить внушительный срок. Творчество Мандельштама было под запретом.

Анализируемое произведение «Сохрани мою речь навсегда» представляет собой обращение. Возникло немало споров относительно того, к кому именно обращается поэт в произведении. Как считала известная русская поэтесса Анна Ахматова, данное стихотворение было обращено ей. Однако супруга поэта, Надежда Мандельштам, однажды заявила, что произведение мужа ни к кому не было обращено. Хотя очень похоже, что автор пытается наладить контакт с будущими поколениями.

По мнению некоторых литературоведов, свое стихотворение Осип Мандельштам написал с целью обращения к представителям. Вполне возможно, что именно таким образом русский поэт хотел договориться с властями. Некоторые даже заявляли, что в произведении Осип Эмильевич обратился к судьбе и к Богу. Итак, версий много, поэтому каждый читатель может для себя выбрать подходящую. 

Жанр, направление, размер

Свое произведение Осип Эмильевич создал в жанре философской элегии. Можно заметить, что поэт решил продолжить традиции Горация, Пушкина и Державина. Мандельштам создал стихотворение в духе акмеизма, а значит, сознательно сохранил культурную преемственность поколений. В отличие от футуристов, акмеисты признавали, что на корабле современности есть место гениям прошлых эпох.

Для передачи задуманной идеи автор использует разностопный анапест, перекрестную рифмовку и чередование рифм. Первая часть произведения отличает ритмическим сбоем. По этой причине первая строчка напоминает гекзаметр.

Такой выбор обусловлен желанием передать значительность этого произведения, а также подтвердить его претензию на вечную память. Именно гекзаметром написаны бессмертные поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада». Их автор очень любил.

Творчество Мандельштама выделяют такие черты, как предметность образов, отточенность композиции, поэтизация природы и обращение к «земному» мироощущению. Все это свойственно акмеизму.

Композиция 

Стихотворение Мандельштама «Сохрани мою речь навсегда» включает в себя три строфы. Произведение состоит из трех смысловых частей. 

  1. В первой части в образе лирического героя предстаёт сам поэт. Он начинает размышлять над качествами, благодаря которым его творения должны остаться в памяти людей. 
  2. Вторая часть стихотворения отображает обращение автора к народу. Здесь большую роль играют образы помощника, товарища, отца. 
  3. В третьей части поэт заявляет о возможной жертве, на которую он не боится пойти ради признания. 

Образы и символы 

Важную роль в стихотворении «Сохрани мою речь навсегда» играет образ древнего колодца. Он символизирует стремление автора к борьбе со смертью и забвением. Ведь времена меняются, а колодец, уходящий вглубь, остается прежним. Люди черпают оттуда воду — то, без чего не могут обойтись. Автор уподобляет поэзию этому источнику жизни и говорит о том, что его лирика имеет привкус и цвет русской земли. Поэтому ему так важно обрести единение с народом, для которого он — в силу образованности, интеллигентности, индивидуальности — является нелюбимым сыном.

Взойдя на эту русскую Голгофу, поэт готов потерпеть любые жертвы. Он не желает никакого компромисса. Чтобы достичь одну великую цель, Мандельштам готов пережить все трудности. Поэт преследовал цель в соединении с людьми, ведь, по его мнению, только так можно обрести бессмертие в памяти народа. Подобно тому, как колодец состоит из брёвен, поэзия состоит из строчек, уходящих к самому корню жизни.

Поскольку поэт неотделим от истории своего народа, от его ментальности и специфики, он присоединяется даже к самым негативным проявлениям народной жизни: «И для казни петровской в лесах топорище найду». Конечно, это не означает, что автор хочет переквалифицироваться на палача. Он лишь обещает описать в красках то, что будет происходить с его страной. Топорище — это такое же орудие, как слово, которое может ранить и даже казнить. Такого глашатая плахи будут любить, потому что он поет им гимны и филиппики.

Размышляя о природе своей бунтарской поэзии, Осип Мандельштам использует образ Новгорода, который в истории олицетворяет свободолюбие и непокорность. Как известно, Новгород являлся вольным городом-республикой. Он был разрушен Иваном Грозным за неповиновение. Поэзия Мандельштама родом из этого места, где, вода, выходящая из глубин, напитана древностью. 

Его слово сохранится, как и эта вода, куда татары опускали князей. Зачем эта историческая отсылка? Так автор изобразил еще одну драматическую страницу русской истории, в которой тоже были жертвы и певцы этих жертв. Смутное время на Руси дублируется и в 20 веке, и автор видит все те же события, только вместо татар на князей наступают народные орды.

В стихотворении Осип Эмильевич использовал также религиозную символику. Так, например, Вифлеемская звезда является символом света, который борется с тьмой и озаряет черные воды поэзии небесным огнем.

Также очень заметным в стихотворении является образ вериг (железной рубахи). Они олицетворяют те лишения и жертвы, которые терпит поэт ради достижения большой цели. А петровские казни — это первые репрессии в Российской империи, когда Петр Первый подавил стрелецкий бунт.

Темы, проблемы, настроение 

В своем стихотворении «Сохрани мою речь навсегда» Осип Мандельштам затронул тему поэтического наследия. Он соглашается пойти на жертву, стать частью народной стихии, чтобы сохранить свое слово в веках, чтобы отразить в нем то, как он чувствует мир и людей.

Также автор выявляет сущность своего творчества. В эту эпоху оно представляет собой смолу «кругового терпенья, совестный деготь труда, привкус несчастья и дыма». Все эти слова обличают трудное время, которое поэт разделил со своим народом.

В рамках темы поэта и поэзии автор обратил внимание на проблему одиночества автора. В народной семье он — отщепенец. И он прекрасно понимает, что люди ждут от его творчества национальной самобытности и близости к народным чаяниям и нуждам. Потомки не будут читать и сохранять то, что им не близко. Поэтому поэт должен смотреть не только вглубь себя. Он должен использовать себя как призму, через которую будет видно все то, что происходит со всеми нами.

Не менее важна культурная преемственность в поэзии. Автор делает исторические отсылки, чтобы показать: его творчество перекликается с голосами из прошлого и несет их в будущее. Его место — в связке эпох, в спайке времен и народов.

Проблема самопожертвования во имя цели тоже имеет место быть. Поэт претерпевает страдания, зато его имя остается в веках и становится частью культурного наследия человечества.

Автор предпринимает попытку найти компромисс с эпохой, в которой он творит. Данная попытка была обусловлена большим стремлением поэта сохранить «речь». 

Все стихотворение «Сохрани мою речь навсегда» пронизано меланхоличным, грустным настроением.

Основная идея 

«Искусство требует жертв» — именно так можно выразить смысл стихотворения «Сохрани мою речь навсегда». Поэтическое наследие не останется в веках, если автор не наденет «железную рубашку» и не пропустит через себя народную боль. История России — это история страдания, в которой творец всегда идет на Голгофу, но зато пишет такие произведения, которые отражают народный дух и занимают свое место в летописи культуры. Чтобы осуществить свою мечту, необходимо пойти на большие жертвы. Мандельштам готов на все, лишь бы сохранились его произведения. 

Согласно одной версии, Осип Мандельштам хотел найти компромисс с эпохой, на что указывают последние строчки про стрелецкие казни. Однако другая версия гласит, что поиск топорища указывает борьбу автора с реальностью. В данном случае о компромиссе не может быть речи. Но идею можно трактовать шире: автор готов пропустить через себя каждое трагическое событие в России, готов стать частью ее кровавой истории. Главная мысль стихотворения «Сохрани мою речь навсегда» состоит в готовности поэта разделить судьбу своей страны в тяжелое время и в его желании сохранить свое творческое наследие в веках.

Средства художественной выразительности 

Тропы позволяют поэту максимально точно раскрыть тематику произведения «Сохрани мою речь навсегда». 

  1. Особую яркость стихотворению придают эпитеты: «кругового терпенья»,  «совестный деготь труда».
  2. Эпитет «сладимая вода» является неологизмом. 
  3. В стихотворении можно встретить несколько преображенных фразеологизмов (например, «мазать дегтем», «круговая порука»). 
  4. Метафоры: («привкус несчастья и дыма», «смола кругового терпения» и так далее). 
  5. Метонимия: «отразилась семью плавниками звезда».
  6. Гипербола: «Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector