Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (С.А. Есенин)

Всякое мастерство начинается с внимания к деталям. Люди всегда стремились запечатлеть то, что их окружает, именно так, как они это видят. На умении достоверно изображать окружающую действительность выросли многие поколения великих поэтов. А действительность — есть не что иное, как совокупность множества деталей. Поэтому, чтобы понять тонкости произведений, необходимо обратиться к деталям биографий самих авторов. Сегодня мы рассмотрим анализ стихотворения «Собаке Качалова» Сергея Есенина и постараемся понять это произведение, зная, что переживал поэт в этот период своей жизни. 

История создания 

Стихотворение «Собаке Качалова» Сергей Есенин написал в последний год своей жизни – 1925. Оно основано на реальном случае. Однажды, придя в гости к своему приятелю, известному театральному актеру Василию Качалову, он не застал его дома. В ожидании Есенин познакомился с псом Джимом. За это время они стали закадычными друзьями. Он видел в этой собаке отличного собеседника, какому можно доверить свои тайны, переживания и скорби. 

Сергей переживал совсем не простой период: он потерял смысл жизни и искал его в алкоголе и бурных романах, но так и не нашел его. Через некоторое время поэт посвятил стихотворение псу Джиму и с гордостью прочитал хозяину собаки.  

Кому посвящено стихотворение «Собаке Качалова»? Поэт просит прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». По всей видимости, Есенин чувствует сильную вину за что-то, и потому прощение можно выразить лишь через Джима – «Лизни ей нежно руку». Сергей прослыл очень влюбчивым молодым человеком, поэтому до конца не ясно, кого он имел в виду в последних строках своего стихотворения. Многие считают, что этой таинственной гостьей могла быть Галина Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения. Она беззаветно любила его, а он видел в ней лишь преданную собачонку, которая будет бежать за ним, даже если он пойдет в противоположную сторону.

Жанр, направление и размер

  • Жанр – философская и любовная лирика. На первый взгляд, это просто шутливый разговор с собакой. Однако это совсем не так. Есенин ведет философскую беседу с Джимом о жизни. Поэт даже немного завидует новому приятелю, что тому недоступны человеческие страсти, и что он независим от чужого мнения. Есенин часто страдал от того, что люди отворачивались от него, узнав о его разгульном образе жизни. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние. К концу стихотворения можно заметить нотки любовной лирики. Для поэта это личная тема, и он не может доверить ее другому человеку. 
  • Направление – данное стихотворение вряд ли можно отнести к имажинизму, потому как фактически группа имажинистов распалась к этому времени, а сам Есенин вместе с Грузиновым объявили о роспуске «Ордена» в 1924 году. Но и новокрестьянской поэзией это назвать трудно. Значит, можно однозначно сказать лишь то, что данное произведение входит в драгоценный фонд серебряного века русской поэзии.
  • Размер – пятистопный ямб, рифма- перекрестная. 

Образы и символы 

  1. Центральным образом стихотворения, безусловно, выступает пес по кличке Джим. Лирический герой за такое короткое время успел даже полюбить собаку, ведь он так ласково ее называет и обращается к ней: «голубчик», «с такою милою доверчивой приятцей», «мой милый Джим». Возможно, Джим явился также символом верной дружбы и доброты. Поэт очеловечивает собаку, видя в ней полноценного участника разговора. 
  2. В стихотворении также присутствует образ хозяина – Василия Качалова. Он «мил и знаменит» и «гостей бывает в доме много». Но он дополняет картину, являясь второстепенным персонажем. 
  3. К концу появляется новый образ – таинственной женщины, к которой обращена трепетная любовь героя. Он испытывает чувство вины и сожаления.
  4. Образ лирического героя пропитан грустью. У него возникает безотчетное желание полаять на луну и пожить беззаботной собачьей жизнью, лишь бы избавиться от навязчивых мыслей. Его существование отравлено раскаянием за то, что какая-то женщина печалится по его вине.

Темы и проблемы 

Доминирующее настроение стихотворения — сожаление. Лирический герой грустит и просит пса дать лапу на счастье — то есть судорожно цепляется за любую возможность вновь обрести гармонию с собой.

  • Стихотворение «Собаке Качалова», действительно, отличается от других произведений поэта позднего периода его творчества. Оно передает тяжелые размышления Сергея о том, что он заставляет других людей страдать. Основная тема произведения — безмолвное раскаяние, которое ему даже стыдно выразить самому. Поэтому он просит пса загладить вину за него.
  • Еще одна тема стихотворения — природа и ее связь с человеком. Подчас животное может утешить нас лучше любого собеседника, именно такую ситуацию описывает поэт. Мы связаны с окружающим миром и видим в нем себя. Наши эмоции находят отражения в инстинктивных проявлениях чувств собаки.
  • Проблема сожаления и мук совести затронута автором неслучайно: он часто испытывал подобное ощущение. Многие люди годами пытались помочь ему выйти из порочного круга пьянства, но безуспешно. Видимо, он осознавал свои недостатки и стеснялся в сотый раз просить прощения за то, что вновь повторится.
  • Проблема одиночества и невыразимого страдания также прослеживается читателем. Лирический герой не находит понимания среди людей и обращается к животному.

Основная мысль

Главная идея, заложенная Есениным, заключается в том, что человек, ответственный за несчастье другого, столь же удручен. Поэт дважды просит друга дать лапу на счастье — это прямое указание на его тоску. Ему хочется выть на луну и изливать свою грусть в монологе, ведь он тяготится сознанием своей вины перед таинственной женщиной.

Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне раскаивается за боль, которую ей причинил. Однако это страдание так глубоко с обеих сторон, что он даже не может сам подойти к ней — так сильна еще боль от разлуки. В этом и состоит смысл его просьбы.

Средства выразительности

По отношению к Джиму Есенин использует просторечные выражения, в отличие от философских размышлений, где применяет различные деепричастные обороты, сложные метафоры и тому подобное. 

Автор использует метафоры («бархатная шерсть», «бесшумная погода»), сравнение («как пьяный друг») и эпитеты («милая», «доверчивая»). 

Автор: Алина Пак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *