Анализ поэмы «Скифы» (А. Блок)

Александр Александрович Блок разделил с Россией непростое время. Несмотря ни на что, он был всецело предан своему государству – как человек, переживший с должной стойкостью войны и революции, и как поэт, пропустивший сквозь своё чувствительное нутро все губительные события XX века. Именно поэтому он увлекался историей родной страны, и это увлечение нашло отражение в творчестве Блока, а именно — в поэме «Скифы». Ее разбор и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

В конце января 1918 года в Брест-Литовске проходили очередные напряжённые переговоры между Советским правительством и Германией. Каждая сторона преследовала собственные интересы: Россия стремилась к официально заключённому миру, который позволил бы ей выйти из Первой мировой войны, а Германия, то и дело выдвигая различные ультиматумы, не желала так просто всё разрешать, лишая себя при этом части завоёванных российских территорий. Следили за этим политическим процессом и пытались дать ему оценку многие современники, с огромной заинтересованностью к происходящему относился и Александр Блок. Кто как не он – человек, осознавший за долгие годы всю омерзительную бессмысленность человеческих жертв, понимал, что благоразумнее всего разрешить возникшие споры мирным путём, по возможности найдя компромисс. 

30 января 1918 года поэт создаёт «Скифов» – стихотворение, которое становится последним в его творческой биографии. Оставшиеся в конце жизненного пути силы души он вкладывает в строки, рождённые его рукой на бумаге всего лишь за двое суток и являющие собой искренний гуманистический призыв: «Товарищи! Мы станем – братья!»

Жанр, направление, размер

Некоторые литературные исследователи причисляют «Скифов» к жанру революционно-патриотической оды, но всё-таки это больше лироэпическая поэма. «Скифы» – это душевный разговор Александра Блока с Советским государством, к которому он обращается с просьбой вспомнить об истоках зарождения ныне могучей державы, и с другими странами, которым поэт напоминает об обособленном положении России, не являющейся ни Востоком, ни Западом, о её примирительно-сдерживающей роли в мировой истории и готовности, в случае враждебного нападения, показать заложенный гордыми предками пылкий нрав. «Мы – варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ – будет единственно достойным человека», – взволнованно фиксирует в своём личном дневнике Александр Блок. 

Написанная разностопным ямбом, поэма «Скифы» – яркий пример отечественной гражданской лирики.

Смысл названия

Стихотворение так названо не случайно. Одним из центральных образов перед читателем предстаёт образ древнего свободолюбивого народа – кочующих скифов, благодаря которым зародились и многие другие народности. В 1894 году философ-идеалист Владимир Соловьёв в своём одноимённом произведении впервые вводит понятие «панмонголизм». Именно оно положило начало идеологии скифства, своего рода слияния западничества и славянофильства, и теории о том, что Россия является некой «третьей силой», занимающей промежуточное и связывающее положение между Востоком и Западом. 

Очевидно, что Блок разделял подобный взгляд на роль Советского государства и тоже придерживался взглядов об отличии и оригинальности России, живущей в тесной связи с остальным миром и значительно влияющей на него. В качестве эпиграфа к блоковским «Скифам» выступают строки из соловьёвских «Скифов».

Образы и символы

Данная поэма — в полной мере историческое произведение, которое открывает нам глаза на историю взаимоотношений России и Европы, поэтому в произведении употреблены многие детали, не совсем понятные современному читателю.

  • Образ скифов важен не только для понимания смысла названия стихотворения, через него акцентируется внимание на непокорном и яростном нраве русских людей, жадное сердце которых забьётся сильнее, переливая жгучую кровь с азиатской примесью, если кто-то отважится пойти на Россию с войной. Предупреждение о мгновенной реакции – всенародном вражеском отпоре, бросает Александр Блок в первой композиционной части: «Попробуйте, сразитесь с нами!» В ней же он говорит о том, что долгое время, согласно своему исторически сложившемуся предназначению, Россия покорно удерживает два контрастных мировых полушария – Восток и Запад, выполняя роль живого щита и отдавая на это все имеющиеся в запасе силы.
  • Затем поэт очень искусно рисует Россию в образе Сфинкса — мудрейшего чудовища из древнегреческой мифологии, который предлагает всем мировым государствам отгадать загадку. И хоть наверняка формулировка этой таинственной загадки отличается от той, которая была предложена хитрым крылатым чудовищем Эдипу (персонаж из древнегреческого произведения, которому довелось повстречать сфинкса), ответ на неё всё тот же – «человек». Древнейшая и незыблемая миролюбивая истина, без которой человечество обречено на гибель, – только настоящий человек способен решать вопросы, не прибегая к жестокости и насилию.
  • Лиссабон и Мессина — это европейские города, названия которых содержат намеки на важные исторические события, аргументирующие точку зрения Блока. В Мессине в 1908 году состоялось самое крупное землетрясение за всю историю Европы. Погиб каждый третий житель города. Но оставшемуся населению помогла эскадра русских кораблей и моряки, случайно оказавшиеся неподалеку. Они кормили выживших из полевых кухонь, разбирали завалы, перевозили раненых и здоровых людей в безопасное место. Также Россия помогла финансово в восстановлении португальского города Лиссабона после землетрясения и цунами в 1755 году, когда власть принялась заново отстраивать полностью разрушенный город и порт. Эти примеры доказывают, что «варварская» Россия всегда помогала Европе, и теперь она должна пойти навстречу своей союзнице в переломный момент истории.
  • Старый мир — это иносказательное название европейской цивилизации, которое стало особенно популярно в России после революции. 
  • Гунны — тоже историческая отсылка. Это кочевой народ, вторгшийся в 370-х годах из Азии в Восточную Европу и принесший многим городам разорение. Их тоже называли варварами.
  • Галлы — это древние племена, которые располагались на территории современной Франции и стали предками французов. 
  • Пестум — это единственный полностью дошедший до наших дней ансамбль греческой фресковой живописи классического периода. Данный храм представляет собой наследие античной культуры. Его употребление в тексте означает намек автора, что ныне великая и сильная Германия когда-нибудь станет руинами, если не пойдет на диалог с Россией.
  • Горн — это название и музыкального инструмента (который часто использовался в военных походах), и предмета для кузнечного ремесла. Блок создал игру слов: русский горн и ковал (то есть производил гром и шум), и заглушал (нивелировал чужой гром).

Темы и проблемы

Тематика и проблематика поэмы «Скифы» многогранны и богаты различными злободневными и историческими вопросами, на которые автор дал ответы.

  • Основная тема — историческая и геополитическая роль России на политической карте мира. Она является живым щитом, который ограждает Европу от Азии, принимая на себя удары с двух сторон. Да, ее считают варварской страной, над чем иронизирует Блок в финальной строчке, но данное определение ничуть не унижает его родину, ведь именно она заслоняет «просвещенный» старый мир от нашествия разъяренных гуннов.
  • Тема народа тоже раскрывается в поэме. Русские люди сильны и горды, они привыкли воевать и усмирять коней и рабынь. Но если их предадут, а примирение отвергнут, то и они ответят тем же, ибо терять им нечего. Они спокойно отойдут и позволят Европе и Азии скрестить шпаги в кровавом бою, но и пальцем не пошевельнут, если восток растопчет запад. Их не стоит злить, иначе и они покажут, что варварами их зовут не напрасно.
  • Тема патриотизма не менее важна в стихотворении. Поэт любит родину и восторженно отзывается о ней, угрожая другим странам ее гневом. Он очень переживает за судьбу России и направляет призыв к миру, чтобы оградить ее от кровопролития.
  • Проблема вероломства Европы, которая только и ждала случая, чтобы направить на союзника жерла пушек, остро стоит в произведении. Автор упрекает ее за то, что она и не думает о сдерживающей роли России в мире. Зря она воинственно смотрит на того, кто прикрывает ее же от более страшной беды.
  • Основная проблема недооцененности России бросается в глаза с первых строк. Европа позабыла о том, как Россия помогала городам, пораженным землетрясением. Для нее это «дикая сказка». Роль щита между цивилизациями тоже забыта, страна-защитник стала врагом. Для соседей она по-прежнему является чудовищем — Сфинксом, мудрости которого они не понимают, а только боятся.
  • Проблема контрастности и двойственной природы России тоже находит свое место в поэме. Она глядит «и с ненавистью, и с любовь», она «ликует и скорбит». Ее любовь «жжет и губит». Это страна парадоксов, ее действительно очень сложно понять, да и сама она себя не понимает. Родина Блока живет чувствами, живет любовью, которой больше нигде нет.

Основная идея

В заключение Александр Блок призывает весь мир к единению, это и есть главная мысль поэмы «Скифы». Он настаивает на необходимости прийти к компромиссу и забыть раздоры, заключив друг друга в братские объятия. Разгром или даже ослабление России невыгодно самой Европе, ведь иначе она будет предоставлена сама себе в борьбе с азиатской угрозой. Но смысл его посыла — не шантаж, а пропаганда гуманизма. Проще и лучше закончить войну и оставить Россию в покое, чем разрушать устойчивую опору европейской цивилизации и подвергать себя риску. 

Блок был убеждён, что его стихотворение повлияет на мировую общественность. Ему хотелось не только по-новому рассмотреть место России в той исторической реальности и повлиять на своих соотечественников, он хотел быть услышан всеми. «Придите к нам! От ужасов войны придите в мирные объятия! Пока не поздно…» Этот призыв не остался незамеченным за рубежом. «Скифы» печатались во многих иностранных изданиях и были переведены на европейские языки. Ими зачитывались в уютных залах, их скандировали на просторных площадях. 

Средства выразительности

Стихотворение имеет немалый объём, а потому оно наполнено многими средствами художественной выразительности.

  • Метафоры: «крылами бьёт беда и каждый день обиды множит» – нарастающее напряжение внутри единого мира ежедневно грозит всеобщим расколом, «так любить, как любит наша кровь» – автор заявляет об исключительности и готовности  России отразить любое нападение, но она, тем не менее, совершенно не желает казаться враждебной, она открыта для всего мира, «братский пир труда и мира» – очередной призыв к разрешению проблем путём заключения мира, над которым не исключено, что придётся изрядно потрудиться всем сторонам.
  • Эпитеты: «с жадными очами», «и дикой сказкой», «мукой сладкой», «чёрной кровью», «жар холодных числ», «острый смысл», «сумрачный гений», «далёкий аромат», «дымные громады», «мирные объятия», «больное позднее потомство», «мясо белых братьев», «варварская лира».
  • Сравнения: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы» – сравнение всех народностей со скифами, настоящей татаро-монгольской ордой, насчитывающей бесчисленное множество людей, «мы, как послушные холопы», «премудрый, как Эдип».
  • Анафора: «Мы помним… // Мы любим… // Привыкли мы».
  • В «Скифах» также есть антитеза, которая работает больше на контекст стихотворения. Александр Блок постоянно сравнивает необузданную Россию с остальным миром, противопоставляя её истоки зарубежным основам жизни.

Автор: Мария Гуцало

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *