Анализ стихотворения «Признание» (А. С. Пушкин)
Очень сложно найти человека, который не знал бы хотя бы только имени этого великого русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин стал символом Российской культуры. Его произведения цитируются, его «лёгкая» рифма узнаётся безошибочно даже несведущими. Об этом человеке ходит множество легенд, что свидетельствует о неиссякаемом интересе к автору во все времена. Творческое наследие Пушкина составляет около 826 произведений! Многомудрый Литрекон предлагает познакомиться с анализом одного из них, с разбором стихотворения «Признание».
Содержание:
История создания
Разбираемое произведение написано в селе Михайловское, где располагалось родовое поместье матери поэта.
После окончания лицея, в 1817 году, Александр Пушкин жил там какое-то время. Тогда же он и познакомился с Прасковьей Александровной и её семьёй. Правда в то время в круг её семьи не входила Александра (родные называли её Алина), дочь Ивана Сафоновича Осипова (второго мужа Прасковьи Александровны), которой и посвящено стихотворение «Признание».
В 1824 году Александра Сергеевича после окончания южной ссылки сослали в Михайловское, дабы поумерить его вольнодумие и атеистические взгляды.
Известно, что это время (время ссылок) оказалось очень плодотворным для автора. Он написал поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нули», «Цыганы», написал 6 глав «Евгения Онегина», драму «Борис Годунов» и более сотни стихотворений, среди которых и «Признание».
При жизни поэта стихотворение не было опубликовано. Его напечатали лишь в 1837 году в журнале «Библиотека для чтения», с подзаголовком «К Александре Ивановне О-ой».
Жанр, направление, размер
Творческое наследие Александра Пушкина настолько велико и многообразно, что сложно назвать его поэтом одного направления.
Принято разделять его творчество на несколько периодов:
- Лицейский период (1811-1817гг.);
- Петербургский период (1817 – 1820гг.);
- Южная ссылка (1820-1823 гг.);
- Михайловская ссылка (1824-1826);
- Болдинская осень (1830);
- Поздний период (1831 – 1837);
Поэт писал в жанре «легкой поэзии», также в его арсенале имеются произведения вольной лирики, когда автор экспериментировал с темами, жанрами. К направлению романтизма можно отнести произведения Александра Сергеевича периода обеих ссылок, а реализм присущ позднему Пушкину.
«Признание» относится к жанру интимной лирики. Этот жанр отображает в стихотворении различные чувства и эмоции автора: любовь, дружбу, обиду, ревность, признательность и другие. Но, в отличие от других жанров, здесь акцент сделан на ощущения лирического героя, а не на происходящее вокруг, или на само чувства, или объект любви или дружбы.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, самый богатый ритмически, очень разнообразный размер, излюбленный многими поэтами. Произведения, написанные в таком размере, необычайно плавные, легко читаются и запоминаются.
Рифмовка стихотворения перекрёстная, но первые и последние четыре строки зарифмованы кольцевым образом. Рифма в стихотворении встречается и мужская и женская.
Смысл названия
Признание – это откровенное сообщение о своих истинных чувствах или о содеянном.
Стихотворение называется так, дабы предупредить читателей заранее о том, что перед ними находится, что это произведение очень личное, интимное, что следует снисходительно относиться к написанному и к самому писателю.
Образы и символы
Одним из основных признаков романтизма в поэзии является единение лирического героя с автором. Также жанр произведения и его название наталкивает нас на мысль, что это стихотворение открывает нам лицо поэта, Пушкин писал от себя и про себя.
Образ любви – основной образ произведения. В «Признании» автор не пишет о «предмете» своей страсти, но он описывает свои переживания, ощущения, то есть создаёт в мыслях читателя образ прочувствованной им любви. Описывает Пушкин любовь как «труд и стыд напрасный», а также называет её «глупостью несчастной», «болезнью».
Образы в лирике в период романтизма обычно связаны с разочарованием в реальности, или же со стремлением к идеалу, и в то же время с нереальностью достижения этого идеала.
«…Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..»
Ангел – символ нежности, он обычно связан с мотивами одиночества в творчестве периода романтизма.
Девушка, которой посвящено данное произведение, которой поэт признаётся в чувствах, по сути, одинока… Она «другая». Являясь падчерицей Прасковьи Осиповой, она отличалась от родных дочерей своей мачехи качествами характера, иными талантами, то есть была одна в действительности.
Еще один символ – рука.
«…Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука…»
Этот символ может олицетворять переживания лирического героя о невозможности быть вместе. Или же рука может символизировать недосягаемость «объекта» любви.
Слёзы как символ олицетворяют противостояние идеала и реальности. Наверно, слёзы можно назвать одним из основных символов периода романтизма.
Темы и проблемы
Тема любви в лирике Александра Сергеевича занимает одну из главенствующих позиций. В разные периоды пушкинского творчества данная тема претерпевала некие изменения. В лицейский период любовь для автора – это лёгкое, приятное чувство, которое больше связанно с наслаждением, чем с чем-то серьёзным и необходимым.
А вот в Михайловский период поэт меняет отношение к данной тематике на абсолютно противоположное. Любовь теперь для автора – это наивысшая ценность, дар, который поддерживает в жизни, вдохновляет.
«…Я вас люблю, — хоть я бешусь…» — вот проблема, которую поднимает автор. Всё произведение – это некая борьба счастья, любви с реальностью и неверием в достижение желаемого лирическим героем.
Поэт пишет о том, что он узнает все признаки любви у себя, но не может или не хочет в этом признаваться, но всё же ждёт реакции от объекта воздыхания. Создается впечатление, что героя терзает это чувство, мучает, но в то же время доставляет радость.
Основная идея
Главная мысль стихотворения обычно выражает мировоззрение автора, его отношение к жизни, к поднятой проблеме.
Мне кажется, что поэт данным стихотворение доносит до читателя то, что любовь может быть разной, абсолютно противоположной, выражаться многообразно и необычно, даже терзать душу. Но всё же это самое светлое и прекрасное чувство, которое вдохновляет и «просветляет». Таков смысл «Признания».
Средства художественной выразительности
Учит это произведение любить. Любить без претензий и обвинений, а искренне, отдавая свою пылкую душу. Даже без слов любить! Принимать человека таким, какой он есть, принимать его жизнь.
«…Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?..»
Поэт пишет о любви, как о действии, не требующем ответа, как о решении, которое человек принимает сам и лишь надеется на взаимность, не настаивая, а терпя.
«…Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..»
Какими средствами выразительности пользуется автор?
- Метафора: «болезнь любви», «теряю весь свой ум», «моё несчастье»;
- Метонимия: «глаза и кудри опустя», «фортепьано вечерком»;
- Сравнение: «Любуюсь вами, как дитя!»;
- Эпитеты: «стыд напрасный», «глупость несчастная», «лёгкий шаг», «голос девственный невинный», «бледная рука», «сидите небрежно». «склонясь прилежно», «любуюсь молча и нежно», «ревнивая печаль»,
- Лексический повтор: «…пора, пора мне быть умней!»;
- Анафора: «Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;» - Эллипсис: «Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;»
Автор: Кристина Мамедова