Анализ сказки «То, чего не было» (В. Гаршин)

Удивительно, как много интересного и важного мы узнаем из простых сказок. Но так ли они просты на самом деле? Многомудрый Литрекон предлагает изучить этот вопрос и обратиться к анализу произведения В. Гаршина. Что есть мир и в чем смысл жизни? Такие вопросы волнуют героев сказки. Попробуем найти ответы вместе с ними. Приятного просвещения!

История создания

Свою сказку В. Гаршин написал в 1882. В этом же году она была впервые опубликована в журнале «Устои». 

Мастерство иносказания, использование аллегорий, легкий слог – все это сделало произведение бессмертным, и в 2015 сказка вошла в антологию «Лучшие сказки русских писателей».

Жанр, направление

«То, чего не было» В. Гаршина – это сказка-аллегория. Сюжетная линия в произведении отсутствует, центральное место занимают рассуждения о предназначении в мире. 

Также при прочтении несложно заметить, что насекомые напоминают людей. Как и герои сказки, люди, порой считают, что только они живут правильно.

Композиция и конфликт

Равнозначность эпизодов – то, на чем строится композиция сказки В. Гаршина. В произведении нет ни главных, ни второстепенных героев. Каждый персонаж имеет значение и каждый отвечает на главный вопрос – «Что такое мир?».

Несмотря на то, что каждый герой видит мир по-своему, конфликта в сказке нет. Герои спорят о смысле жизни, у каждого свой взгляд на это. Но никто не пытается убедить окружающих в своей правоте.

Смысл названия

В сказке насекомые и животные спорят о мире и смысле жизни. В действительности подобного произойти не могло, отсюда и название – «То, чего не было».

Автор иронично подчеркивает жанр произведения, ведь сказка — это то, чего не было в реальности.

Суть: о чем?

В жаркий июньский день на небольшой полянке собрались разные насекомые, гнедой конь и ящерица. Необычная компания говорила и спорила о мире. У каждого участника беседы было свое мнение. Один считал потомство самым важным в жизни, другой видел судьбу несправедливой, а все его существование сводилось к упорной работе на благо общества. 

Конь и кузнечик находили мир огромным и таинственным, а улитка уверяла, что главное в жизни – найти себе еду и укрытие. Ящерица внимательно всех слушала. Она тоже хотела поделиться своим мнением, но когда очередь дошла до нее, подошедший кучер случайно наступил ей на хвост. Ящерица испугалась и убежала, а позже всем говорила, что хвост ей оторвали за невысказанные убеждения, которые лучше держать при себе.

Главные герои и их характеристика

В сказке главных героев нет, все персонажи равнозначны, а потому стоит рассмотреть каждого:

  • Жук-навозник – его смысл жизни заключен в потомстве, поэтому думает он только о нем и трудится ради него.
  • Муравей – не понимает эгоизма жука, но и собственная участь ему мало понятна. Ежедневно муравей трудится со своими братьями, строит муравейник для общества.
  • Кузнечик – беззаботный и веселый. Способность высоко прыгать позволяет ему оценить мир в большей мере и прийти к выводу, что жизнь куда сложнее, чем думают его знакомые насекомые.
  • Гнедой – старый конь, он согласен с мнением кузнечика, так как знает, что находится выше травы и за пределами полянки.
  • Мухи – неприхотливые и беспечные, живут в удобстве, за счет других.
  • Гусеница – боязливая, но мечтательная. Тихо живет в ожидании момента, когда станет бабочкой.
  • Улитка – вся ее жизнь проста, сводится к поиску пищи и укрытия.
  • Ящерица – у нее было свое мнение, но высказать она его не успела, так как кучер Антон всех распугал, а ей случайно оторвал хвост. Ящерица уверила в то, что именно из-за желания высказать собственное мнение она лишилась хвоста.

Темы 

Сказка В. Гаршина небольшая, но ее тематика может подтолкнуть к длительным размышлениям:

  1. Смысл жизни. Эта тема занимает центральное место в произведении. Герои сказки рассуждают о мире и своем предназначении в нем. Каждый человек рано или поздно задается таким же вопросом, пытается найти на него ответы.
  2. Ценности. У каждого героя свои ценности. Муравей, кузнечик, жук, Гнедой и все остальные – у каждого из них свои взгляды, цели и ценности, благодаря которым их жизнь осмысленная и имеет огромное значение. В данном случае провести параллель между героями сказки и людьми совершенно нетрудно. У человека также есть свои цели, принципы и ценности, что делает его индивидуальным.
  3. Уважение к чужому мнению. Это главный урок в сказке. Герои говорят о жизни и мире, но их беседа не выглядит, как яростный спор. Собеседники высказываются по очереди, спокойно выслушивают друг друга, дают свои комментарии. Способность слушать других и разговаривать вежливо – то, чему стоит поучиться каждому.

Проблемы

Проблематика сказки «То, чего не было» не менее интересна:

  1. Разные взгляды. В произведении герои говорили о мире и его смысле. Для навозного жука мир – это потомство, для муравья – труд, для улитки – лопух. Кузнечик и конь в силу своих возможностей находили мир чем-то более сложным. У героев были разные взгляды. И, что самое главное, они друг друга слушали, не перебивали. Нередко говорят, что в споре рождается истина. Это спорное утверждение и важно другое: нужно научиться слышать собеседника, уважать и принимать его точку зрения. 
  2. Зависимость жизни от случая, обстоятельств или судьбы. Некоторые насекомые в сказке совершенно не управляли своей жизнью. Они лишь выполняли то, что должны, как, например, муравей. Непростые условия, в подобных порой оказывается человек. Даже человек иногда не в силах повлиять на ситуацию и все, что ему остается – подстроиться под правила игры. Главное не унывать и помнить, что мы не насекомые. Для нас установленные рамки – эффект временный, просто порой нужно набраться терпения.
  3. Опасность высказывания собственного мнения. Ящерица не успела сказать, что думает о мире. Ей случайно оторвали хвост, но она верила, что несчастье произошло с ней из-за невысказанных мыслей. Действительно, не во всех случаях стоит делиться собственными выводами. Но нужно чувствовать ситуацию, ведь постоянно молчать – глупо. 

Смысл

Основная идея сказки «То, чего не было» интересна. Мир огромен, он полон тайн. Порой мы сталкиваемся с тем, что не в силах понять, и именно это загадочное нечто управляет нашей жизнью. Между тем, несмотря на все скрытые смыслы, у каждого есть свое видение мира. 

И каждое такое мнение имеет право на существование. Другими словами, главная мысль сказки заключена в том, что у каждого своя истина, а единого верного ответа не существует.

Чему учит? 

В сказке Гаршина герои рассуждали о смысле жизни и мире. Мораль произведения заключена в том, что любое мнение заслуживает внимания и понимания. Мир действительно огромен, а его жители очень разные. У всех нас свои взгляды и ценности. Не стоит навязывать собственное мнение окружающим, пытаться выставить его единственным правильным для всех. В жизни важно научиться слушать других, принимать их выбор и не давать лишних советов, когда их не просят.

В финале ящерица посчитала, что хвост ей оторвали за мнение, которым она не успела поделиться. Вывод ящерицы сомнительный, ведь оторванный хвост – чистая случайность. Не нужно бояться высказываться, принимать активное участие в беседе. Слепо стоять на своем, пытаться убедить окружающих в собственной правоте – не самая хорошая позиция, которая к тому же способна оттолкнуть окружающих. Но нет ничего плохого в том, чтобы делиться собственными наблюдениями вместе с другими.

Критика

Сказка в разные времена получала в основном положительные отзывы. Многие замечали в повествовании философский подтекст, который предлагал задуматься о жизни и предназначении в ней. 

Г. Успенский воспринимал произведение, как злую сатиру на либералов. Критик видел в сказке актуальные вопросы современности, о которых часто спорили в либеральных общественных кругах.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *