Анализ стихотворения «Невыразимая печаль…» (О. Э. Мандельштам)

О Серебряном веке невозможно говорить, не упоминая Осипа Мандельштама, и уж тем более его имя не может быть опущено в разговоре об акмеизме, ведь он – автор одного из манифестов этого направления. Но в ранних его текстах, когда поэт искал себя, можно встретить черты и других направлений искусства — символизма и импрессионизма. Стихотворение «Невыразимая печаль…» — одна из импрессионистических зарисовок Мандельштама. Читатель может по-своему воспринять и «перевести» это стихотворение ввиду его бессюжетности и образности. Многомудрый Литрекон предлагает читателям одну из множества трактовок этого стихотворения.

История создания

Стихотворение «Невыразимая печаль…» написано в 1909 году и входит в первый для поэта сборник, получивший заглавие “Камень” (1913 г). Название уже отсылает читателя к акмеистическим представлениям о работе с текстом, но творчество Мандельштама начинается раньше, до его вхождения в «Цех поэтов».

Одной из главных оппозиций этого сборника становится противопоставление безликой вечности и хрупкого бытия. Для молодого поэта важно почувствовать себя живым, не закованным в лёд бесконечности, не слившимся с глухим космосом. Милое, кратковременное и ничтожное для лирического героя сборника значимее, нежели вечность.

Это период творческих поисков молодого поэта — время экспериментов над формой. Для Мандельштама в этот период было два авторитета — Фёдор Тютчев и Поль Верлен, и у каждого он почерпнул своё. Философские темы, которые Мандельштам переосмысляет, берутся у Тютчева. Эксперименты над формой, поиск подходящего формата — у Верлена.

Жанр, направление, размер

Жанрово стихотворение «Невыразимая печаль…» относится к элегии. Здесь мы видим размышления о хрупкости бытия, о печали, которая вполне очеловечена, и о смерти. При этом благодаря красочности и восторженному настроению, которые развиваются во второй и третьей строфах, элегия выходит светлой, проникнутой радостью быть живым в уютной комнате.

Если жанрово это элегия, то содержательно — интерьерная зарисовка, или натюрморт. Перед читателем разворачивается описание комнаты. Ваза, стоящая то ли на столе, то ли на полке. Сама комната, которая становится «маленьким царством». В зарисовке звучит любование комнатой, обстановка приятна лирическому герою.

В раннем творчестве Мандельштама совмещаются тенденции как символизма, уже переживающего распад, так и акмеизма, который только зарождается как поэтическая школа. Телесность сочетается с призрачными, ловко выхваченными образами, так что описание комнаты превращается в подобие сна. 

При обсуждении этого стихотворения следует остановиться на фигуре Верлена, французского поэта-импрессиониста. В своём творчестве он провозглашал отказ от сюжетности, рассудочности и законченности. В тексте должны отражаться мимолётные мгновения, важно было само восприятие. В импрессионистических стихотворениях вероятнее будет отсутствовать история, зато будут яркие образы, из которых выстраивается изящная художественная зарисовка.

То, на каком методе изображения остановился поэт, всё больше склоняет назвать направлением этого стихотворения импрессионизм. Здесь важно было создать литературный аналог фрагментарной живописи. Натюрморт создаётся из отдельных словесных мазков, предметы называются парой штрихов, из которых читатель уже сам выстраивает картину. Предложения здесь рванные, поэтому картина не предстаёт обрывками, вспышками.

Стихотворение «Невыразимая печаль…» поделено на три строфы. Размер — четырёхстопный ямб с кольцевой рифмой (aBBa) с чередованием мужской и женской рифмы. Если говорить об ассонансах, то повторяется звук «о», добавляющий протяжности, а каждая строка заканчивается открытым звуком «а». Кажется, что при прочтении вслух строка за строкой висят какое-то время в воздухе, будто ноты.

Образы и символы

Начинается стихотворение «Невыразимая печаль…» с ожившей эмоции, глазастой печали. Поэт созерцает мир, выстраивает образную систему на основе чувственного опыта, поэтому в текстах Мандельштама частотны образы, связанные с телесностью. Самым популярным образом в творчестве Мандельштама являются глаза. Этот орган чувств позволяет воспринимать мир, видеть других людей и быть видимым.

Другой телесный образ — пальцы. Через руки и кожу человек соприкасается с реальностью. Неясно, кому они принадлежат в этом стихотворении, это никак не поясняется. Важнее здесь то, что они могут символизировать как милые посиделки с другом или подругой, так и смерть, то, как неожиданно обрывается жизнь. Так как перед этим идёт цепочка из вина и солнечного дня, то расшифровать это можно как призыв наслаждаться красотой мира, пока на то есть возможность.

Телесность сближает человека и мир, который его окружает, помогает осмыслить его через знакомые с рождения образы. Тело становится универсальным кодом для осмысления мироздания.

Темы 

Уже в ранней лирике Мандельштама тематика стихотворений представляет собой размышления о смерти и восприятии действительности.

  • Тема смерти реализуется в последней строфе, через образ пальцев, ломающих бисквит. Жизнь может прерваться неожиданно, и человек исчезнет в небытие. Сюда же можно отнести и образ вазы, которая могла и разбиться, тем самым «выплеснуть свой хрусталь». В стихотворении «Невыразимая печаль…» описываются хрупкие предметы, которые легко уничтожить.
  • Действительность создаётся здесь через описание комнаты. Ощущение себя как живого существа вырастает из связи с предметами обстановки, следовательно — с действительностью. Комната превращается в автономный мирок, поэтому получает гордое наименование царства. Здесь нет ещё смерти, по крайней мере она не указано напрямую, зато рассыпаны красочные детали и оживают чувства и предметы.
  • К тематике стихотворения можно отнести и тему поэтического дара. Из ленивого созерцания вырастает натюрморт, облечённый в слова. Не каждый может из обыденной комнаты создать зарисовку, которая выводит читателя на размышления о жизни и её быстротечности.

Проблемы 

Проблематика стихотворения «Невыразимая печаль…» следующая: невыразимость того, что на душе, и хрупкость бытия. 

Проблема невыразимости встречается и в других стихотворениях Мандельштама (например, в Silentium). Печаль не удаётся в полной мере выразить, она внутри лирического героя «открывает глаза», захватывает его. Следующий образ — ваза выплёскивает свой хрусталь, как поэт выплёскивает на бумагу стихотворение.

Проблема хрупкости бытия создаётся через наплыв образов. Сама форма — штрихи и наброски — создаёт ощущение зыбкости рисуемой картины. Хрустальная ваза, солнечный день, тонкий бисквит, белые пальцы — всё это может исчезнуть, и поэт пытается это запечатлеть, пока не наступило небытие, застывшая вечность.

Смысл 

Основная идея стихотворения «Невыразимая печаль…» — показать через интерьерную зарисовку внутренние ощущения, запечатлеть мир таким, каким он предстаёт в текущий момент. Чувство обретает человеческий орган чувств, цветочная ваза оживает. Это запускает натюрморт, цветастый, дышащий и родной для лирического героя.

Главная мысль: человеку милы обжитые места, например, его спальня; прекрасен мир, который можно очеловечить и таким образом понять. У человека есть возможность этим насладиться, пока он ещё жив.

Чему учит?

Радость бытия заключается в привычных вещах. Это может быть комната, каждый миллиметр которой уже выучен наизусть. Солнечный день, вкус вина, чья-то компания или одиночество в обстановке, которая комфортна. Счастье — в мелочах. 

Жизнь скоротечна и может оборваться в любой момент. Мы смертны, но наш мир прекрасен в своей красочности и многообразии. Даже когда одолевает печаль, не стоит забывать о том, что ещё обязательно будут тёплые майские дни и найдётся «сладкое лекарство» для души и тела.

Средства художественной выразительности

Рассмотрим, какие средства художественной выразительности используются в стихотворении «Невыразимая печаль…».

  1. Эпитеты: «невыразимая печаль», «два огромных глаза», «сладкое лекарство», «солнечного мая», «тоненький бисквит», «тончайших пальцев».
  2. Указания на цвет: красное вино, солнечный май, белые пальцы. Сюда можно отнести и хрусталь, ведь его структуру легко представить.
  3. Метафора «белизна пальцев» и олицетворения: печаль открыла глаза, цветочная ваза проснулась и выплеснула хрусталь.
  4. Инверсия: «проснулась ваза».
  5. Анафора: «немного» в третьей строфе.
  6. Деепричастный оборот «тоненький бисквит ломая» не связан ни с одним глаголом, и создаётся эффект, будто пальцы выплывают из небытия. Получается монтаж: перед внутренним взором читателя сначала ломается бисквит и только потом — белые пальцы. Так стихотворение заканчивается на телесном образе, не менее загадочном, чем ожившая ваза или раскрывшая глаза печаль.

Автор: Софья Панихидникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector