Анализ стихотворения «Огонёк» (М.В. Исаковский)

Тема войны являлась основной в лирике и прозе XX века. Это и понятно, ведь события ужасающих мировых войн потрясли весь мир и не могли не найти своего отражения в искусстве. Одним из поэтов, писавшим об этом, был Михаил Васильевич Исаковский. Он же был автором слов одной из самых известных песен военных лет – «Катюши». Его стихотворение «Огонек», однако, не менее интересное, а анализ по плану позволит лучше понять смысл и задумку произведения.

История создания

Стихотворение «Огонек» было написано в 1942 году, и напечатано в газете «Правда» в 1943. В это время Михаил Васильевич жил в Чистополе. Там же он написал слова и к другим песням, к примеру «В прифронтовом лесу» и «Где ж вы, очи карие?». Так как писатель не мог присутствовать на фронте из-за тяжелой болезни глаз, он помогал солдатам и Родине написанием воодушевляющих текстов. 

Сама песня «Огонек» отличается гармоничной и складной композицией. Позже к произведению сочиняли музыку различные композиторы, среди которых были довольно известные (Блантер, Митюшин и т.д.) и любители. Однако популярность песня приобрела с мелодией неизвестного композитора. Впервые «Огонек» прозвучал в исполнении Нечаева в 1947 году. Многое из того, о чем мечтал поэт, в действительности сбылось. Эта песня стала неким спутником бойцов, направляла их и давала надежду. 

Жанр, направление, размер

Разбираемое произведение «Огонёк» близко к повествовательным жанрам, а точнее к рассказу в стихах. Стихотворение имеет четкую композицию и сюжет, события происходят последовательно. История имеет законченность и представляет интерес для читателя. 

Стихотворение «Огонек», как и очень многие другие произведения советского искусства, относится к направлению соцреализма. Речь в песне идет о простом русском солдате Красной армии, о том, что он «…врага ненавистного/ … крепче бьет/ За Советскую родину/ За родной огонек». В этом проявляются народность и идейность, присущие как раз таки соцреализму. 

Размер произведения «Огонёк» – анапест. Рифмовка как холостая, так и перекрестная, мужская. 

Композиция

Композиция сюжетна, но главное в ней вовсе не слова, а вызываемые ими чувства. 

Стихотворение «Огонёк» написано восьмистишьями (октавами). Первая строфа – рассказ девушки об уходе любимого на фронт, но во второй ее половине рассказ становится эмоционально окрашенным, появляется символ (простой огонек – символ негасимой любви): 

«И пока за туманами/Видеть мог паренек,/На окошке на девичьем/Все горел огонек». 

Вторая строфа структурно повторяет первую: в начале – рассказ, далее – эмоциональное четверостишье: 

«Но знакомую улицу/Позабыть он не мог:/Где ж ты, девушка милая,/Где ж ты, мой огонек?» 

В третьей строфе грусть лирического героя сменится надеждой, а в четвертой все чувства сменяются на активные действия: 

«И врага ненавистного/Крепче бьет паренек/За Советскую родину,/За родной огонек».

Образы и символы

Центральное место в стихотворении «Огонёк» занимает образ простого солдата Красной армии. Возможно, этот образ можно назвать собирательным, ведь в СССР были миллионы таких вот простых парней, которых дома ждали любящие их девушки, и которые отважно сражались за свое отечество, поддерживаемые письмами дорогих им людей. 

Образы дружбы и братства также присутствует в песне и переплетается с образами семьи и единства. Проявляются они в строчках: 

«Парня встретила славная/Фронтовая семья,/Всюду были товарищи,/Всюду были друзья». 

То есть остальные фронтовики успели стать очень близкими герою, почти что настоящей семьей. 

Образы войны и фронта проходят через все стихотворение, однако они занимают в нем далеко не самое главное место, основное внимание в стихотворении уделяется чувствам героя, его мыслям и мечтам о счастливом, светлом будущем. 

Важным символом в произведении является, как уже было сказано ранее, огонек. Не зря даже само стихотворение было названо именно так, ведь этот самый огонек – не просто символ не угасающей девичьей любви, а еще и символ памяти матери-родины о простом солдате. 

Тема, проблемы, настроение

Тематика произведения «Огонёк» – любовь. Любовь к родине, к человеку, к родному дому и огоньку на окне – обо всем этом и пишет Михаил Васильевич. Эти чувства помогают бороться дальше, бойцу становится «и просторно, и радостно» от письма любимой девушки. У бойца появилась новая «фронтовая семья»: другие солдаты, его друзья, однако он никогда не забывал то, что ему мило  и дорого – родную улицу и девушку. 

Проблематика стихотворения «Огонёк» – место и значение любви и привязанности в жизни человека. Лирический герой находит в себе силы для борьбы со злом в том, что он любим и важен. Война поставило будущее влюбленных на карту. Она противопоставлена любви и жизни. Но герои выстоят ради друг друга!

Настроение произведения «Огонёк», несмотря на то, что действия происходят на войне, довольно спокойное. Каждая строчка полна надежды на счастливое будущее. Особенно хорошо это просматривается в четверостишье: 

«Всё, что было загадано,/В свой исполнится срок,-/Не погаснет без времени/Золотой огонек». 

Основная идея

Каждому человеку нужна поддержка, чтобы совершать храбрые поступки и идти на подвиги. Любовь, дружба, знание того, что тебя ждут и тобой дорожат – вот самые главные составляющие спокойной и счастливой жизни. Все это дарит человеку силы и желание бороться за что-то. Таков смысл стихотворения Исаковского «Огонёк».

Помимо этого, каждому человеку нужна цель, некий ориентир для борьбы: к примеру, герой борется не только за родину в целом, но еще и за «родной огонек», то есть конкретно близких ему людей и родной дом. Образ девушки ведет его в бой, ведь именно ее он хочет защитить от врагов. В ее чертах виден абрис самой Родины, которая нуждается в помощи и дает надежду на то, что после войны сбудется все то хорошее, что она сбережет для бойца. Такова главная мысль стихотворения «Огонёк».

Средства выразительности

Разбор произведения «Огонёк» можно завершить на тропах в нем. 

  1. Эпитеты («враг ненавистный», «золотой огонек»)
  2. Метафора («…любовь…никогда не умрет»)
  3. Метонимия («Где ж ты, мой огонек?»)
  4. Анафора и синтаксический параллелизм («Всюду были товарищи,/Всюду были друзья…»)
  5. Инверсия («Но знакомую улицу/Позабыть он не мог…»)

Автор: Ксения Бирюкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector