Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. А. Есенин)

Стихотворение «Заметался пожар голубой» Сергея Александровича Есенина написано в 1923 году. Произведение наполнено сожалением о разгульной жизни, вольности и любви. Оно возглавило цикл «Любовь хулигана». Многомудрый Литрекон советует Вам подробнее разобрать этот текст, ведь он так часто встречается в современной музыкальной переработке, в репертуаре артистов и на театральных подмостках, что зритель и слушатель воспринимает его как часть современной культуры.

История создания

Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.

Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.

Жанр, композиция, размер

Элегия «Заметался пожар голубой» написана трехстопным анапестом. Упор на эмоции и чувства свидетельствует о том, что произведение относится к любовной лирике. Новаторство формы присуще модернизму, который охватил всю эпоху начала 20 века.

Композиция- кольцевая, наблюдается совпадение двух последней строк первой и последней строфы. Стихотворение схоже с композицией исповеди, поэт признается в своих чувствах и указывает, что ранее не сталкивался с такой сильной любовью.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Темы, проблемы и настроение

В произведении прослеживается несколько важных тем и проблем.

  1. Основная тема — любовь. Но не просто чувство как оно есть, а любовь к определённому человеку, настолько сильная, что вся прежняя жизнь рушится под натиском новых переживаний.
  2. Красота. Благодаря деталям, мы узнаём точный образ девушки, покорившей героя: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная, легкий стан», «тонкой руки», «волос твоих цветом в осень». Это красота серны – губящая, иллюзорная, доводящая до исступления.
  3. Отчаяние. Возлюбленная изменила весь прошлый уклад жизни, герой готов отказаться от всего, что любил ранее, ради простого прикосновения к любимой. Он отчаялся и готов сдаться, ведь его избранница имеет «упорное сердце».
  4. Отречение от прошлого во имя новых идеалов. Лирический герой рассказывает о своей прежней жизни с ноткой раздражения. Воспоминания о ней неприятны ему, он готов оставить все здесь и сейчас, ведь найдена новая цель и идеал— жизнь с чистого листа со своей возлюбленной.

Тон произведения печальный, ведь герой прожил всю свою жизнь «неправильно», многое упустил, за что теперь расплачивается. Для девушки он навсегда останется просто хулиганом, она-то чиста и нежна, и ее холодность – признание его недостаточности. Не удалось ему сломить ее упорство, не это ли означает, что его время прошло? Герой сокрушается о своем прошлом и готов все изменить, но это никому не нужно.

Основная идея

Любовная линия в стихотворении С. Есенина крепко перепретается с линией жизни героя. Речь в произведении не просто о девушке, в которую влюблен персонаж, речь о любви, как о чувстве, способном изменить мир. Преображение и стремление к изменению подчеркивает, что в жизнь поэта действительно ворвалось нечто великое, ради чего нестрашно от всего отказаться. Это и есть главная мысль произведения.

Человек должен верить, что настоящая любовь окрыляет и покоряет даже хулигана и меняет жизнь — вот смысл, который так стремился донести до нас Есенин.

Средства выразительности

Создавая произведение, способное затронуть струны человеческой души, Есенин активно использовал тропы, необходимые для изображения более целостной картины.

Стихотворение пестрит метафорами: «глаз злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень». Не просто так поэт сравнивает девушку с этим временем года, это проекция состояния души: осень — конец старой и начало новой жизни, как и любовь.

Эпитеты поэт использует для воссоздания более детального образа любимой девушки: «легкий стан», «нежная поступь», «тонкой руки». Есенин восхищен своей возлюбленной, поэтому и эпитеты он использует красивые, притягательные.

Чтобы выразить глубину своих чувств, и круговорот постылой однообразной жизни, Сергей Александрович использует такой литературный прием как ассонанс. Постоянный упор на букву о («любовь», «прошлому», «другому», «омут») символизирует замкнутую жизнь лирического героя.

Также стихотворение насыщено инверсиями, сравнениями и повторами, что позволяет поэту более красочно выразить чувства, которые он испытывает.

Автор: Анастасия Антонова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *