Анализ рассказа «Красавица» (И. А. Бунин)

В своей прозе И. А. Бунин нередко поднимает вопросы нравственности, рассуждает о сущности человеческой природы, разбирает психологические мотивы поведения героев. В небольшом по объему рассказе «Красавица» писатель рисует картину семейного быта чиновника и его новой жены. Названная красавицей в названии текста, молодая женщина предстает перед читателем совсем непривлекательным персонажем. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Красавица» по плану, который поможет разобраться в особенностях сюжета и проблематики произведения.

История создания

Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Писателю на тот момент было почти семьдесят лет – в возрасте, когда предаешься воспоминаниям о прошлом, задумываешься о философских вопросах человеческой природы, обобщаешь и систематизируешь накопленный опыт. Эти процессы заметны в сюжете рассказа, где внешняя красота контрастирует с внутренним содержанием человека.

В сороковые годы Бунин проживал в эмиграции и остро нуждался в деньгах. Во Франции он жил по соседству со многими эмигрантами и много беседовал с ними, вспоминая прошлое и все же страдая от одиночества, ведь его родина была далеко, и он писал ее портрет по памяти в каждом своем рассказе.

Жанр, направление

Рассказы Ивана Бунина занимают значимое место среди русской реалистической прозы. Реализм как направление в литературе предполагает максимально достоверное воспроизведение действительности. Бунин последовательно и скрупулезно представляет те аспекты жизни, которые помогают передать занимающую писателя мысль. С присущим ему тонким психологизмом, Бунин раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь своих героев.

«Красавица» — это совсем не большой по объему рассказ, действие которого сосредоточено на трех основных персонажах и их взаимоотношениях.

Суть: о чем?

В рассказе «Красавица» можно выделить три сюжетные линии.

  1. Первая линия раскрывает отношения отца-чиновника с молодой женой. Этот непримечательный на первый взгляд человек женится на «красавице, дочери воинского начальника», что невольно удивляет окружающих. Читатель же имеет возможность увидеть внутренний семейный уклад: оказывается, что «отец семейства» боится своей жены, дает ей полную власть над домашними делами и даже в угоду ей «забывает» о собственном сыне.
  2. Вторая сюжетная линия описывает, как новая хозяйка «воцаряется» в доме. Избалованная и практичная, она больше думает о состоянии мебели и вещах покойной барыни, нежели о живых людях – собственном муже и его сыне от первого брака.
  3. В центре третьей линии – сам сын, маленький мальчик, который не только лишается матери, но и становится незаметным для родного отца. «В своем круглом одиночестве» мальчик спит на полу, куда его переселила с дивана мачеха, перечитывает одну и ту же книжку и живет тихой, однообразной жизнью.

Главные герои и их характеристика

Образы героев рассказа «Красавица» прописаны Буниным отдельными яркими штрихами, позволяющими составить определенное представление о каждом из них. Многомудрый Литрекон описал систему образов в таблице:

Чиновник Пожилой чиновник казенной палаты, женившийся на молодой красавице, выглядит человеком ничем не примечательным: «худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». Портрет героя не вызывает особой симпатии. О его отношениях с женой рассказано всего в одном предложении: «От страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына». Можно предположить, что похожим образом он вел себя и с предыдущей женой-красавицей, тогда становится ясно, зачем эти женщины выходили за него замуж. Они получали полную власть над домом и мужем.
Главная героиня рассказа та самая красавица, о которой говорится в названии. Она «знала себе цену», была хозяйственна и «глаз имела зоркий». Красавица стала абсолютной хозяйкой в доме мужа, начала распоряжаться не только вещами, но и судьбой его сына. Интересно, что единственная прямая речь в рассказе – слова Красавицы. Очевидно, что теперь это самый значимый, если не единственный слышимый голос в доме чиновника. В ее словах ключевым является глагол «велела»: она привыкла отдавать приказания, привыкла быть практичной и думать о выгоде.
Сын чиновника Роль мальчика в этом семействе может вызвать лишь сочувствие. С приходом новой хозяйки жизнь ребенка круто поменялась. Он стал как бы «несуществующим в доме». Его жизнь – это уголок гостиной, небогатый набор вещей, оставшихся от мамы, и одинокие, однообразно сменяющие друг друга дни.

Темы

Тематика рассказа «Красавица» описана Многомудрым Литреконом не так уж подробно, чтобы не утяжелять разбор. Если нужно дополнить, то напишите об этом в комментариях:

  1. Основная тема рассказа – семейное счастье, отношения между близкими людьми. По традиции, семья – это самое дорогое для человека, именно семья дает опору и поддержку в любых жизненных ситуациях. В «Красавице» семья чиновника имеет совсем другой вид. Для мальчика, сына чиновника, родной дом становится местом, где его существования как будто не замечают. Отец в угоду молодой жене начинает игнорировать сына, и тот замыкается в собственном одиночестве.
  2. Любовь, которая должна быть фундаментом брака, в рассказе Бунина практически не заметна. Чиновник боится своей жены, молодая женщина больше занимается домом, нежели своей новой семьей, сын остается без теплого родительского участия. Писатель демонстрирует, что такие нездоровые отношения вредят всем домочадцам, и единственный выход для них – попытаться почувствовать себя одной семьей.
  3. Красота. Автор описывает внутреннее уродство, которое может скрываться за миловидной маской, чтобы убедить читателя, что внешность все-таки очень обманчива. Женщина красива, но в душе ее плесень мещанства и гниль жадности. Она не хочет делить дом и мужа даже с его ребенком.

Проблемы

Проблематика текста обусловлена темой семейных взаимоотношений. Она может быть расширена, если Многомудрый Литрекон услышит призыв в комментариях.

  1. Одиночество. Наиболее остро поднимается проблема одиночества. Мальчик живет «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, заброшенный не только мачехой, но и родным отцом. Каждый день он «смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками». Уменьшительные суффиксы в словах «книжечка», «постелька», «добришко», описывающих быт мальчика, дополнительно подчеркивают его незначительность в доме.
  2. Равнодушие. Одиночество ребенка рождается из равнодушия взрослых, и это еще одна проблема, которую поднимает писатель. Чиновник и его жена не желают мальчику зла, они лишь равнодушно «забывают» о его существовании, что для ребенка оказывается равнозначным, если не более тяжелым, испытанием. Безразличие к близким людям, неспособность увидеть в другом такого же человека, как ты сам, нередко становится причиной большого зла, например, ломает судьбу заброшенного ребенка.
  3. Трусость. Страх и малодушие заставили героя отречься от своего сына и полностью поддаться новой жене. Такое поведение непростительно, ведь это его ребенок. Не сила и не сложные обстоятельства заставили его забыть о сыне, а банальная слабость и нежелание противостоять жене.

Основная идея

В своем рассказе Иван Бунин рассуждает об истинной человеческой сущности. Он называет текст «Красавица», но рисует перед читателем далеко не привлекательную героиню: практичную и хозяйственную, однако холодную и равнодушную к мужу и его маленькому сыну. Антитеза названия и содержания текста усиливает драматичность повествования. Несоответствие внешнего вида и внутреннего содержания – главная мысль рассказа «Красавица». Писатель подчеркивает, что одной красоты недостаточно для счастливой жизни, нужны любовь и теплое отношение к близким людям. Без них мальчика, скорее всего, ждет незавидная жизнь. Он либо вырастет запуганным и тихим, как его отец, либо, наоборот, ожесточится.

Смысл рассказа «Красавица» заключается в том, что люди обманывают себя, подменяя истинные ценности ложными. Женщине многое прощается за внешнюю красоту, однако куда важнее ее внутренние качества. Для формирования семьи важны доброта, искренность, умение любить, а не миловидность, но мужчины раз за разом совершают одну и ту же ошибку, выбирая глазами, а не сердцем.

Чему учит?

Мораль рассказа «Красавица» можно сформулировать как необходимость для счастья не только внешней, но и внутренней красоты. Внимание новой молодой хозяйки сосредоточено на вещах и устройстве быта, она имеет «зоркий глаз», но при этом «не замечает», как страдает сын мужа, как он целый день тихо сидит в отведенном ему углу комнаты и как беспокойно спит по ночам. Отец, из страха перед новой женой забывший о сыне, и мачеха, приказавшая стелить мальчику на полу, могут даже не задумываться, что они ломают ребенка.

Бунин последовательно разворачивает перед читателями картину семейного уклада чиновника, чтобы те могли сделать правильные нравственные выводы. О чем заставляет задуматься рассказ «Красавица»? О том, что важно выстроить в своей жизни правильные ценности и ориентиры, которые позволят создать гармоничные взаимоотношения с людьми.

Критика и художественные особенности

Критикой многократно отмечались «необыкновенный реализм» и «тонкий психологизм», свойственные прозе И. А. Бунина. В рассказе «Красавица» писатель мастерски, всего несколькими отдельными штрихами создает живые образы персонажей, поднимает проблему несоответствия внешней и внутренней красоты.

Очень точно писатель отбирает слова для описания своих героев и их действий. Ему удается передать обыкновенность чиновника, властность и практичность его молодой жены, одиночество и тоску забытого взрослыми ребенка.

В небольших пяти абзацах своего рассказа «Красавица» Бунину удается передать глубокую семейную трагедию. Его текст поднимает важные нравственные вопросы, демонстрирует, что внешняя красота нередко бывает обманчива, учит быть внимательнее и добрее к другим людям.

Автор: Юлия Филипская

Читайте также:

1 комментарий

  1. Михаил:

    Слушайте, возможно ошибаясь, услышим в этой пронзительно отвратительной истории только это: «…и мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме…». Бунин любит изыскивать искры жизни средь муторных крепко сбитых «красавиц» и туберкулезных «мужчин». Кто этот ласковый мальчик? Нам интересен только он в этой изумительно мастерски недорассказанной маэстро Буниным истории! Вероятно он-будущий Цезарь? Да Винчи? Вновь промах? Наполеон? О, нет… Существа, породившие и окружающие его истребляют ростки личности и свободы той личности в этом ребенке. Миг перерождения ребенка в безмолвное и бессловесное… Однако есть аргументы, дающие надежду: Цезарь. Да Винчи. Наполеон. Люди свинцовой судьбы, посчитавшие бы за легкую иронию вышесказанное. Нужны ещё имена?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *