Анализ повести «Котлован» (А. Платонов)

Андрей Платонович Платонов был известным русским писателем, поэтом и публицистом.  За свой творческий путь Платонов создал немало интересных произведений. Однако в начале двадцатого столетия писателей могли жестоко наказать за идеи, противоречащие коммунистическим принципам. Поэтому используя символические образы, писатели старались тщательно скрыть подобные идеи. Именно таким приёмом воспользовался Платонов, когда создавал свое знаменитое произведение «Котлован». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

История создания

В 1929 году Платонов получил длительную командировку. Он объездил десятки деревень, где в эти годы ударными темпами производилась коллективизация. Однако то, что увидел писатель, разрушило все его представления о советских идеалах и перспективах. Тысячи людей стали жертвами чудовищной политики истребления кулачества. Целыми семьями их выгоняли на необитаемые северные земли, не дав ни одежды, ни орудий труда. Многие умирали еще в дороге. Исключения не делали даже для малолетних детей. Они тоже отправлялись в неизведанные места, чтобы погибнуть от голода и холода. Иными словами, самые знающие, трудолюбивые и достойные крестьяне были убиты, а пьющие, несостоятельные и ленивые люди, не скопившие ничего, вдруг получали в общее пользование все, что нажито чужим трудом. Лучше всех в итоге устраивался тот, кто красивее говорил о новой власти.

Платонов отметил и другие тревожные тенденции. Уничтожение индивидуальности, искоренение интеллигенции, потеря нравственных ориентиров — все это отражено в повести. Финал и вовсе говорит о том, что социалистическое общество обречено на небытие. Вот что о концовке писал сам Платонов:

«Автор не мог ошибить­ся, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического по­коления, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильно разрушению не только прошлого, но и будущего».

Известно, что свою повесть Андрей Платонович создавал в довольно непростое для страны время перехода от старого к новому. Конечно же, было много необоснованных перемен. При этом далеко не все методы формирования новых законов общества можно было назвать гуманными. Платонов как раз предпринял попытку выяснить их сущность.

Работу над созданием своего произведения Андрей Платонович завершил а 1930 году. Естественно, произведение на протяжении длительного времени распространялось в самиздате. Это было вызвано тем, что из-за цензуры повесть не была допущена к печати. При этом жестокое наказание могло последовать даже за хранение брошюр.  Произведение Платонова «Котлован» в СССР было опубликовано только в 1987 году.

Жанр и направление

Произведение «Котлован» представляет собой повесть. Об этом свидетельствует несколько признаков данного жанра. Среди них стоит отметить наличие в произведении нескольких сюжетных линий. Помимо этого, автор создал достаточно обширную систему образов. К тому же, произведение «Котлован» является средним по объёму. Однако главный сюжет один, а героев много, но недостаточно для романа. Смысловое единство тематики и проблематики тоже указывает на определение повести.

Свое произведение Андрей Платонов создал в духе антиутопии. На это указывает один важный факт. Писатель демонстрирует невозможность реализации идей, которые провозглашаются властью. Кроме того, в повести присутствуют фантастические элементы: медведь в роли молотобойца и борца с кулаками, плот для вывоза кулаков «в море» и другие детали.

Композиция

В произведении «Котлован» представлена довольно интересная композиция. Повесть Платонова условно делится на две отдельные смысловых части. Так, в городской части рассказывается о раскопке котлована, а в деревенской говорится о коллективизации и кулаках.

Стоит отметить, что автор неспроста использовал данную композицию при написании произведения. Речь Иосифа Сталина, которую он произнес в 1929 году, обусловила подобную организацию повести. Сталин акцентировал свое внимание на большом различии, возникшим между деревней и городом. При этом, можно заметить, что в повести представлена кольцевая композиция. Об этом свидетельствует тот факт, что описание котлована начинает и завершает анализируемое произведение.

Смысл названия

Автор неспроста дал своему произведению такое название. Котлован олицетворяет идеи большевиков, которые не удалось претворить в жизнь из-за их несовместимостью с жизнью. Так, персонажи вознамерились построить огромный дом для всех пролетариев, чтобы затем разрушить все мелкие индивидуальные хозяйства. Сначала герои берутся за дело с энтузиазмом, правда, единственный умный и компетентный человек на стройке изначально не собирается доживать до возведения пролетарского дома для всех. Поэтому Прушевский равнодушно позволил перенести раскопку в овраг, чтобы было легче. Таким образом, новое здание строится на фундаменте прошлого, которое при этом надо полностью искоренить. Так нарушается логика исторической преемственности: без прошлого будущего не построить. Поэтому в финале герои хоронят в этом месте ребенка — символ будущих поколений.

В произведении присутствует два типа конфликта. Внешний конфликт заключается в столкновении старых и новых порядков, а внутренний отражает чувства и переживания людей, которые не готовы к переменам, но не имеют сил им противиться.

Суть: о чем повесть?

Рабочего Вощева увольняют с работы, потому что он на смене задумывается о поиске истины. Герой понятия не имеет, как можно жить без смысла? За эти поиски на него обрушивается руководство. Вощев считается неблагонадежным элементом, который не понимает, что суть пролетариата «заключается в движении» и классовой борьбе.

В поиске работы Вощев попадает на стройку всеобщего дома. Пока рабочие роют котлован, но рук не хватает. Поэтому принимают даже Вощева. Из всех людей работу более или менее знает только землекоп Чиклин — не раз сидевший за хулиганство. Также в бригаде есть идеологически продвинутые люди вроде Сафронова и Козлова. Первый пытается агитировать товарищей, неуклюже повторяя услышанные по радио слова. Он искренне в них верит. А вот Козлов является расчетливым карьеристом и самым бесполезным работником. Он ничего не умеет, зато любит писать доносы и жалобы. Доносит он и на Вощева, но главный начальник Пакшин жалобу игнорирует. Также к бригаде присоединяется инвалид империалистической войны Жачев — он без ног. Зато благодаря шантажу он добивается от начальства хорошего пайка.

Вощев и среди рабочих не находит истину, потому что они только трудятся и спят, у них нет времени думать. А вот интеллигентный инженер Прушевский думает, но ему это только мешает в сложившихся реалиях. Он склоняется к суициду, но не имеет духа реализовать свой план.

Чиклин вспоминает о том, как его когда-то полюбила девушка — дочка начальника завода. Тогда он отмахнулся от нее, но запомнил на всю жизнь. Он пошел искать ее на месте разрушенного предприятия, но нашел умирающую от голода и горя женщину с ребенком. Это и была Юлия, которой ради пропитания и выживания пришлось жить с пролетарием, а тот грубо относился к ней. В итоге она умерла, а ее дочь взял к себе Чиклин. Мать научила дочку во всем поддерживать советскую власть, чтобы никто не узнал о ее происхождении. Поэтому на протяжении повести ребенок призывает к расправе над кулаками.

Ближе к зиме рабочие получили новое задание. Они должны были помочь раскулачивать крестьян. Первых агитаторов убили. Ими оказались Сафронов и Козлов. За ними пришли Вощев и Чиклин, но к тому времени все крестьяне уже отчаялись что-либо изменить и добровольно сдались. Прушевский спроектировал плот для избавления от кулаков — богатых крестьян. У них отняли все. Раскулачивать их помог медведь-молотобоец, который чуял кулачество как класс.

Пока герои были заняты, Настя заболела и умерла. В финале Чиклин закапывает ее и делает каменный гроб, чтобы никто не потревожил ребенка.

Подробнее в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Котлован» представлены в списке:

  1. В образе Вощева автор изобразил мужчину, который лишился работы на механическом заводе. На момент повествования главному персонажу тридцать лет. Герой принимает решение найти себе работу в другом городе. Во время дороги Вощев, увидев большую яму, решает остаться на ночлег. На самом деле, это был котлован, предназначенный для строительства нового здания для пролетариата.
  2. Новое здание символизирует перемены, возникающие в обществе. Однако на котловане строительство останавливается.
  3. Главной героиней повести является девочка по имени Настя. Её образ олицетворяет будущее. От строителей Настя получила гробы. Этот подарок девочка использовала в качестве ящика и кроватей для игрушек. Эти гробы рабочие забрали у крестьян. Этим автор желал максимально точно отобразить положение крестьян в сложившихся условиях. Настя не смогла дожить до окончания стройки. Смерть Насти символизирует крушение всех надежд на новую жизнь. 
  4. Чиклин — бывший заключенный, который стал рабочим, потому что ничего другого делать не умел. Известно, что он имел много романов и дружб, но никому не был верен. Человек добрый, честный, но не мыслящий. Он не осознает, зачем работает, и делает это по инерции.
  5. Сафронов — оптимист и наивный человек, который не осознает, а зубрит пролетарские лозунги. Слепо верит во все, что говорит власть имущий.
  6. Козлов — хитрый и подлый карьерист, негодный работник и доносчик, который добивается успеха в пролетарском обществе.
  7. Пакшин — толстый и пугливый чиновник, который больше всего на свете боится доносов и критики начальства. Живет как буржуй.
  8. Жачев — инвалид империалистической войны. Желчный и грубый человек, но добр к детям. Он верит, что когда-то на земле останутся только они, а все взрослые должны умереть, как пережиток прошлого.
  9. Прушевский — инженер. Отчаялся найти смысл жизни, болезненно ощущает свое одиночество в новых реалиях. Такие люди становятся классовыми врагами только в силу ума и образования.

Темы

Не секрет, что в первой половине двадцатого столетия писатели предпочитали в своих произведениях затрагивать социальную тематику.

  1. Поиск смысла жизни. Это центральная тема в повести «Котлован». Вощев ищет истину и среди рабочих, и среди крестьян, но так ее и не находит, потому что люди нового времени живут «для энтузиазма труда», то есть просто работают до упаду и не задумываются ни о чем.
  2. Прошлое и будущее. Автор говорит о нарушении последовательности времени и преемственности поколений. Прошлое в лице буржуйки Юлии заморено голодом и унижением, о нем забыли, но без него будущее в лице Насти обречено на гибель, потому что нет логического звена между эпохами, и здание без фундамента рушится.
  3. Добро и зло. Люди в своем стремлении к добру часто бывают избирательны и категоричны настолько, что неминуемо сворачивают в сторону зла. Например, Жачев любит Настю, заботится о ней, но мечтает убить всех взрослых, чтобы на земле остались лишь чистые и невинные дети. Но он забывает о том, что ребенок не сформируется и не вырастет без поддержки и примера со стороны родителей.
  4. Быт и нравы коммунистической деревни. Автор показывает, что люди разобщены и подавлены социальным расслоением, навязанным извне. В результате все крестьяне доводят себя до отравления, пытаясь съесть всю скотину, дабы не делиться с колхозом.
  5. Быт и нравы пролетариата. Автор показывает, что социальный класс — не монолит. Там совершенно разные люди, которые не вписываются в шаблоны о классовом сознании. Поэтому налицо явная разобщенность и даже враждебность в массах. Органично чувствуют себя только приспособленцы и дураки.

Проблемы

Центральное место в повести «Котлован» занимает проблема коллективизации, а также формирования нового общества, живущего по «идеальным» законам. Автор продемонстрировал читателю условия проживания деревенского и городского жителя. В основе проблематики произведения лежат перемены, возникающие в обществе.

Проблематика представлена ниже:

  1. В своем произведении Андрей Платонов поднял проблему принудительной коллективизации. Люди были настолько не готовы ее принять, что забили всю скотину, лишь бы не делить ее. А советских агитаторов в лице Козлова и Сафронова они просто убили. Понять крестьян можно: из-за обобществления они лишались всего, что нажили непосильным трудом. Государство по сути прибирало к рукам имущество граждан и превращало их в рабов.
  2. Не менее важно положение интеллигенции. Прушевский чувствует себя невостребованным и лишним в новом обществе: «Мною пользуются, но мне никто не рад» — думает герой и засыпает равнодушно. Он настолько отчаялся изменить что-то, что думает только о суициде.
  3. Проблема новой бюрократии поставлена очень остро. Козлов решил «налаживать различные конфликты с целью организационных достижений», как пишет автор. Этот тип нового советского склочника и доносчика весьма быстро нашел социальный лифт. Негодный работник просто зубрил брошюры и выдавал себя за идеолога социализма. Доносы усиливали его позиции при власти. И нищий батрак в одночасье надел тройку и сел в автомобиль.
  4. Утопичность идей социализма — тоже проблема повести. Градус абсурда повышается от главы к главе. Реализовать здание для всех невозможно. На это указывает сравнение с Вавилонской башней, которое приходит на ум Прушевскому. Только ему, ведь другие не знают, о чем речь.
  5. Враждебная риторика и агитация. Весь мир коммунизма построен на противопоставлении черного и белого, на пламени классовой борьбы. И демагоги вроде Сафронова уже договорились до того, что это пламя надо поддерживать постоянно. То есть идеалом выступает система подавления, дискриминации, репрессий. Платонов предсказал 37 год.

Основная идея

Автор показал несостоятельность идей коммунизма и агитационных лозунгов. Смысл повести «Котлован» состоит в том, что вместо дома советские люди роют себе могилу, позволяя власть имущим себя обманывать. Весьма остроумно об этом высказался разоренный кулак:

Вы сделаете изо всей республики колхоз, а вся республика-то будет единоличным хозяйством!

Иными словами, советская система меняет видимость, а не сущность. Во главе угла по-прежнему царь, который управляет рабами, не имеющими права голоса. В социалистическом мире капиталист один, это государство. А свобода, равенство и братство — патетика, которая прикрывает неприглядные реалии. Этот мир обречен, как Вавилонская башня, образ которой вырисовывается не единожды. Итогом этого грандиозного крушения станет распад «авторитарного дискурса».

Андрей Платонов желал продемонстрировать читателю настоящее лицо социализма. Даже в будущем, в образе Насти, эта идеология жестока, категорична, радикальна до фанатизма. Писатель же мечтал о возрождении гуманизма и поиске истины. Чтобы люди жили осознанно и шли к цели с открытыми глазами. В этом заключается главная мысль произведения «Котлован». Писатель очень сомневался в истинности и правильности идеалов, по которым строилась жизнь советских людей. Так, лозунги призывают строить счастливое и светлое будущее. Но персонажи повести только опускаются в яму, роя котлован, который стал могилой для светлого будущего.

Художественные особенности

Автор известен языковой уникальностью своих текстов. Его стиль не имеет аналогов, это новаторская находка Платонова. Главным оружием в руках писателя становится плеоназм — избыточность речи, когда автор нарочно добавляет ненужные слова, чтобы усилить абсурдность и гротескность происходящего. Он подражает простонародной речи, показывая, что люди вообще не понимают, о чем говорят. В их устах новые слова лишаются прямого значения и выглядят карикатурно.

Важно отметить фантастичность образов. Автор постепенно погружает нас в выдуманный мир гротеска и гиперболы. Так, медведь-молотобоец воюет с капитализмом наравне с людьми, чуя кулаков по запаху. А маленькая девочка призывает бить кулаков и разжигать пламя классовой борьбы. «Что за Юлии здесь сидят?» — говорит она рабочим, используя имя своей матери в качестве нарицательного. Так она обозначает буржуев. Не менее удивителен мужик, убивший Козлова и Сафронова, который сам пришел и лег в могилу, заставляя себя умереть.

Интересны и отсылки к мифологии. Сцена, когда кулаки отправляются на плотах в никуда и со всеми целуются на прощание, напоминает языческие похороны на погребальной ладье. Иными словами, мы видим настоящие похороны крестьянского-христианского мира. А медведи в старину обладали даром вынюхивать злую силу. У Платонова Миша изобличает кулачество.

Есть в повести и горькая ирония:

Выражение «колхоз имени Генеральной Линии» само по себе звучит издевательски: «генеральная линия» партии на тот момент предполагает быструю индустриализацию за счёт безжалостной эксплуатации деревни; название колхоза можно перевести как «колхоз имени уничтожения крестьянства»

Интересно, что сюжет книги воплотился в жизнь. В 1931 году был снесен Храм Христа Спасителя, а на его месте планировали построить «Дворец Советов» высотой 415 метров по проекту Бориса Иофана. Однако большевики смогли только вырыть огромный котлован, на месте которого потом соорудили бассейн, чтобы прикрыть зияющую бездну хоть чем-то реальным.

Критика

В 60-е годы повесть Платонова уже появилась в самиздате. Но о критике и речи быть не могло. За хранение и чтение такой литературы грозил срок. Однако в 1973 году повесть вышла в Америке. О ней написал знаменитый поэт Иосиф Бродский:

Первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок

Современные литературоведы высоко ставят литературное наследие Платонова, объясняя феномен его языка:

Язык Платонова можно сравнить с наивной живописью: автор будто видит мир впервые и с трудом подбирает слова, чтобы его описать. Чем-то это похоже на выдвинутый Виктором Шкловским метод остранения — с той поправкой, что автор не просто описывает ситуацию как по-новому увиденную, но ещё и заново конструирует язык для такого описания. В эту первородную речь Платонов вплетает языковые клише официальной пропаганды — декретов, лозунгов, выступлений по радио — и просторечные, сниженные обороты. Варламов А. Н. Андрей Платонов. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2013.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

комментария 2

  1. Ноунэйм:

    Можно посмотреть краткую биографию автора, и понять какой он был человек. Он был из очень обеспеченной семьи и совсем не голодающей (их было 10\11 детей в семье), и это то при голодающей повсеместно царской империи. Автор судя по его биографии в прямом смысле с жиру бесится. Его везде на работу устраивал отец. Отец на минуточку дважды герой труда, а эти звания не просто так давались! Сам же автор сначала поступал на механико-промышленный факультет, потом переводился на литературно-философский. В итоге вообще после войны пошел на энергетику. Так же его покровитель рекомендовал его в РККА, но он с треском провалился и его выгнали. Так же его выгоняли из партии, потому что он на собрания постоянно опаздывал. Автор в целом был не очень то обязательным человеком и бунтарем, хоть и называл себя коллективизатором.
    в 1927 году у него во время командировки случился откровенный провал в работе с его стороны и его пнули с работы. После этого события он и сочинил этот «легендарный» опус под названием «Котлован», высмеивающий большевистскую коллективизацию и индустриализацию, отчего попал в немилость не только по линии партии, но и в литературных кругах. После нескольких таких произведений пытался реабилитироваться, даже Сталину челобитную писал.
    Рассказ отвратительный, и совсем неуместный для своего времени. Высмеивать большевиков в 30ом году, будучи якобы коллективизатором, это уже ни в какие ворота. рассказ он явно про себя писал, т.к. от жира и сытой жизни у него в голове как раз это все и появилось.

    • Самый Зелёный:

      На фото в землянках «жирным» он не выглядит) 10-11 детей — норма даже в голодающей семье, авось, кто-то да выживет. Да и контрацепция — греховное дело. Устраивал его отец или нет — этот факт установить сложно, во многих биографиях об этом не сказано. Чтобы такое утверждать, нужно найти источник. Иначе мы станем жертвами наговора, который в те времена был обычным делом для несогласного писателя. Опоздания, пинки с работы и прочие факты — такого материала было полно и на Ахматову, и на Зощенко. Команда была «мочить в сортире», вот и мочили, как умели)

      Забавно, когда Вы пишете: «Автор в целом был не очень то обязательным человеком и бунтарем, хоть и называл себя коллективизатором». Так они все были бунтарями, в том числе ярые коллективизаторы. 1917 год как бы… Страну меняли именно бунтари.

      «Рассказ отвратительный, и совсем неуместный для своего времени» — почему же неуместный? Затрагиваются самые актуальные темы того времени. Если Вы сейчас предложите сторонникам коллективизации объединиться с голытьбой, они тут же изменят сторону, так как своим добром делиться не хочет никто, если паи не равные. Это справедливо и логично)

      Но спасибо за интересную точку зрения! Здорово, что произведение заставляет людей думать)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *