Анализ стихотворения «Комната» (И.А. Бродский)

Творчество Иосифа Бродского отличается крайней философичностью. Он писал об обычных, повседневных вещах, о ежедневном, но «погружался» в своих размышлениях очень глубоко. Неприятие социальной реальности автором, сдержанная эмоциональность и непринуждённая естественность отразились в его произведениях. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из популярнейших стихов поэта «Комната», разбор которого по плану представлен ниже.

История создания

С 1970-х годов началась эпоха «застоя» в СССР. Эти годы характеризуются политико-социальной устойчивостью, экономической стабильностью в стране. Внешне все было нормально, но внутренне система не развивалась, стагнация прослеживалась во всех сферах жизни. А вот для Бродского годы с 1965 по 1972 – это годы творческой активности, годы интенсивной работы над лирическими произведениями, годы работы над развитием поэтической формы. В 1970-м поэт пишет стихотворение «Комната». 

У Бродского не сложились отношения с правительством родной страны. Государство не признавало в Бродском поэта, тогда как Иосиф Александрович ничего противоестественного не совершал. Поэт в стихах отражал своё, сугубо личное, мнение по поводу окружающей действительности, но именно эта «правда» и не нравилась власти. После суда 1964-го года поэт был выслан в Архангельскую область на 5 лет, но полный срок Иосиф Александрович не «высидел», так как его друзья, в частности А. А. Ахматова, заступились за него, чем сократили срок. Через полтора года Бродский был досрочно освобождён. 

С 1965 года произведения поэта начинают активно публиковаться на западе, тогда как власти Советского союза продолжают выказывать своё неприятие автору. В 1972 году Бродский покидает родную страну навсегда, экспатриация была его единственным выходом из сложившегося положения, ведь чиновники не оставляли своих попыток навязать автору советского образа мыслей и действий.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Комната» относится к жанру философской лирики. 

Следует уточнить, что «Комната» имеет двоякий смысл. Данной «конструкцией» автор подтверждает установку, что истина многогранна, а человек не познаёт мир, а истолковывает его по-своему. Такое восприятие мира характерно для постмодернистов, коим и является Иосиф Бродский.

Размер стихотворения «Комната» – семистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка – смежная с женской рифмой, которая иногда сменяется дактилической. В произведении часто встречается неполная рифма (например, «счастья – возвращайся»).

Композиция

Стихотворение «Комната» состоит из 6 длинностопных четверостиший, что не добавляет плавности и напевности произведению, но воспринимается оно, как ни странно, довольно легко.

«Комнату» можно разделить на 4 смысловые части.

1-я часть – первая строфа, суть всего стихотворения, призыв. 

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.»

2-я часть – два последующих четверостишия, в которых автор приводит аргументы, уговаривая «не выходить из комнаты». 

«Потому что пространство сделано из коридора…
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло…
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?»

3-я часть – 4-я и 5-я строфы. В них поэт пишет о преимуществах такого «одиночества». 

«…Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.»
«Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.»

4-я часть – последнее четверостишие. Оно подытоживает всё выше написанное, обобщая, преувеличивая, иронизируя. Данную строфу можно назвать и самой «прозрачной». В ней поэт прямым текстом говорит о «странности» данного «политического режима», о его абсурдности. 

«Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями…»

Образы и символы

Стихотворение «Комната» является диалогом лирического героя с абстрактным слушателем, возможно, даже с самим собой, так как с первого прочтения складывается впечатление, что рассказчик – это интроверт, даже социофоб, находящийся в этой самой «комнате», не желающий покидать её. Также можно предположить, что лирический герой – это сам автор, которого удивляет нынешнее положение вещей, который настолько смел, что изображает своё виденье действительности сатирически. 

Главным образом произведения является комната, которую можно воспринять как жилое помещение, в прихожей которого пахнет капустой и мазью лыжной, также можно воспринять как некую зону комфорта, привычное течение дел, событий, изменение которых может привести к «увечьям», «комнату» можно воспринять как эмоциональную наполненность человека, душевное состояние, которое не следует выставлять напоказ, то есть нужно всё держать в себе, так как «бессмысленно» открываться миру, который не оценит этого.

Комната – это место где человеку позволительно быть самим собой, ничего не опасаясь, не стесняясь.

Ходит мнение, что Бродский написал, можно сказать, посвятил это стихотворение человеку, ведущему двойную жизнь, то есть человеку, который мог быть искренним только по вечерам, дома, делясь всеми своими недовольствами, сомнениями с родными и друзьями. Это полностью совпадает с типичным образом советского человека: политику он мог обсудить только на кухне, за закрытыми дверьми, а вот на улице ему действительно приходилось играть роль, чтобы не попасть в жернова авторитарной системы власти.

«Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?»

Данная строфа также подтверждает иную интерпретацию стихотворения. 

Однажды «открывшись» миру, получив удар от него, уже больше не хочется «покидать» свой внутренний мир, делиться своими мыслями, своими удивительными догадками. Именно поэтому поэт восклицает: зачем выходить из комнаты, куда вернёшься… изувеченным?»

«Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.» 

Эти строки выражают радость от вседозволенности в своём «пространстве», будь то помещение, или же внутренний мир.

Последняя строфа, которая выражает основную мысль произведения, содержит в себе слова-символы, употреблённые поэтом неслучайно.

«Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.»

Хронос – мифологический бог времени, космос – это относительно пустое пространство во Вселенной. Поэт предлагает закрыться от этих неосязаемых «вещей», которые, по сути, мы даже не ощущаем, что говорит о надёжности «комнаты», о которой ведётся речь в произведении. А также подчеркивает абсурдность происходящего.

Эрос – любовь, от которой автор также предлагает отказаться, заменяя её комфортным одиночеством, состоянием ответственности только лишь за себя, отрешённостью от окружающего мира. Но это не эгоизм и самовлюблённость, это возможность тишины, способствующей более глубокому осознанию своей сущности. Но данное отречение можно и по-иному воспринять, зная, что данные строки написаны с долей иронии. Автор высмеивает строй, который предлагает отказаться от любви, являющейся «воздухом», без которого нет жизни.

Также поэт предлагает отказаться от расы, то есть от классового разделения людей, тем самым признавая индивидуальность и неповторимость каждого. 

Под вирусом автор подразумевает быстро распространяющуюся манеру поведения «как все», которая является инфекцией, поедающей уникальность человека, забирающей «настоящую» жизнь.

Шкаф, как обороняющий предмет, тоже выбран неслучайно. Он является символом памяти, то есть, если ты решил слиться с безликим обществом, то спрячь свою человечность за «шкафом», в памяти. 

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Комната» автором поднята основная тема отношений человека и окружающей действительности. Данная тема очень широка, запутанна, всегда актуальна, данная тема является философской. Поэт высмеивает двойную жизнь человека дома и за его пределами, в себе и напоказ. Его выводы можно трактовать двояко: с одной стороны, он призывает замкнуться в своей индивидуальности, отринув соблазны внешнего мира и его ярлыки, чтобы сохранить свою уникальность; с другой стороны, он иронично описывает, как человек, погруженный в свою зону комфорта, отказывается от всего, ради чего обычно живут люди. Он высмеивает крайность, когда мы оправдываем лень, апатию, инфантильность какими-то драмами и опасностями, находящимися на пути к целям и достижениям. Обе трактовки имеют место быть, нет правильной и неправильной. Специфика постмодернизма тем и интересна, что читатель вправе найти у автора все, что ему заблагорассудится, и разубеждать его никто не станет. Произведения таких мастеров настолько сложны и многолики, что имеют столько трактовок, сколько читателей.

Также в стихотворении «Комната» можно усмотреть пугающую проблему потери смысла жизни, которая оправдывает призыв поэта «не выходить из комнаты», так как за её пределами нет ничего интересного, «на улице, чай, не Франция». А можно и не усматривать, ведь проблема может выглядеть иначе: человек может надумывать все перечисленные препоны для выхода на улицу, лишь бы просто ничего не делать и не менять. Или же автор поднял проблему авторитарной власти, при которой каждый выход из комнаты не имеет смысла, ибо за дверью тебя заведомо не ожидает ничего хорошего. А может, проблема сохранения собственной уникальности перед лицом всеобщей унификации и есть основная в данном произведении? Надо из комнаты выходить или не надо? Решайте сами, это территория свободного творчества читателя, а не автора.

Настроение стихотворения «Комната» паническое. Прочитав это произведение, и не обратив внимание на привкус иронии, его можно воспринять как проявление психической патологии. Но уловимые сатирические мотивы дают основание охарактеризовать стихотворение как смелое и находчивое. Поэт высмеял советский строй, оставив себе пространство для смыслового маневра. Всегда можно сказать, что он имел в виду совсем другое.

Всё лирическое произведение является скрытым, тонким сравнением, то есть оно метафорично, что и влечёт за собой его двусмысленность.

Основная идея

Смыслом, или лучше сказать целью, произведения является усмешка. То есть даже построением произведения автор выразил абсурдность происходящего. «Невозможность свободного существования в свободном мире» – именно эта главная мысль заключена в стихотворении «Комната». Запирая себя во внутреннем мире, человек сам дает себе срок. Выходя на свет, он все равно несвободен, потому что выход на улицу требует от него притворства и бесконечных уступок. Где отбывать свою тюремное заключение — решать Вам. Автор мог всерьез порекомендовать комнату, а мог и посмеяться над теми, кто предпочитает зону комфорта тому же эросу.

Неестественная однообразность людей, их поведения, их мнений – это всё вызывает у автора улыбку. Но, с другой стороны, это проблема, которая требует кардинального вмешательства.

«В каждой шутке есть для правды» (пословица)

Чтобы смягчить удар от осознания страшной действительности, угнетающей человечность, автор окутал этот «удар» иронией, что также ускорило проникновение главного компонента в «организм читателя» — угнетающей правды. 

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Комната» представлены не во всем своем многообразии, а кратко и для примера:

  1. Эпитеты: «живая милка», «мазь лыжная».
  2. Метафоры: «ты написал много букв; ещё одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», «запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
  3. Всё стихотворение построено на иронии, то есть оно призывает к «затворничеству», к удушающей «самоизоляции», но автор является сторонником противоположного. Данный приём добавляет эмоциональности, «разговорности» произведению.
  4. Социолекты: «Шипка» — недорогие болгарские сигареты, «милка» – любимая женщина, «мотор» — такси, «боссанова» – бразильский танец, «инкогнито эрго сум» — данное выражение можно перевести как «не мыслю, значит существую».
  5. Рефрен: «Не выходи из комнаты».
  6. Эллипсис: «только в уборную — и сразу же возвращайся».
  7. Риторическое восклицание: «Не будь дураком!».
  8. Риторический вопрос: «Что интересней на свете стены и стула?», «Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?», «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector