Анализ стихотворения “Кому другому, но поэту” (А.Т. Твардовский)
Александр Трифонович Твардовский — выдающийся советский поэт и писатель. Он стал известен благодаря поэме «Василий Теркин», которая посвящена героическим подвигам советских солдат во время Великой Отечественной войны. Творчество поэта отличается патриотизмом, глубоким чувством иронии и вниманием к жизни обычных людей. В нем он затрагивает темы войны, любви, природы и философские вопросы. Поэт был одним из ярких представителей литературы 20 столетия, его произведения оставили неизгладимый след в советской культуре и продолжают вдохновлять читателей по всему миру. Чтобы лучше ознакомится с произведениями Твардовского, Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ отрывка из поэмы «За далью — даль» по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Идея поэмы пришла Твардовскому после войны. Он хотел объездить страну и описать эту поездку в стиле эпического произведения, которое бы включало в себя путевые заметки, философские очерки и эпизоды личных воспоминаний, переданных через призму взгляда главного героя. Долгое время поэт не мог осуществить этот план из-за работы в редакции, но после увольнения Твардовский наконец приступил к воплощению задуманного.
Работал поэт над идеей на протяжение почти 10 лет (с начала 1950х и до середины 1960х). За этот период нередко менялись формы изложения, находились новые образы и метафоры. В этот же период у писателя произошел внутренний кризис. Его устои и взгляды на политический строй изменились, он уже не был так явно и позитивно расположен к советской власти. Эти мысли тоже нашли отражение в поэме. И, наконец, в 1967 году был опубликован финальный вариант произведения.
Отрывок “Кому другому, но поэту” представляет собой фрагмент произведения, названный по первой строчке.
Жанр направление и размер
«За далью – даль» является лиро-эпической поэмой, но ее также нередко относят и к лиро-философской эпопее, благодаря масштабу. В произведении присутствует четырехсложная стихотворная стопа с ударением через один слог, а значит, оно написано четырехстопным ямбом.
Раннее творчество Александра Трифоновича Твардовского принято относить к социалистическому реализму, но в данном произведении происходит переоценка ценностей, поэтому его следует отнести к обычному реализму.
Смысл названия
Название «За далью — Даль» в поэме Александра Твардовского имеет глубокий символический смысл, отражающий стремление героя к познанию и исследованию новых просторов и возможностей. Оно передает идею, что в каждом новом месте мы будем меняться: видеть новые проблемы, возможности, перспективы.
Мы можем также увидеть в нем нить повествования. По мере продвижения героя он осознает, что каждая даль ведет к новой дали. Он ощущает, что с каждым шагом его путешествия открывается новая граница, новое пространство для исследования. Неведомая герою даль сомкнется с другой, большой, суровой далью, и они пройдут в окне, открывая новые горизонты.
Образы и символы
В лирическом произведении есть огромное количество образов и символов. Одним из центральных образов является путешествие: оно символизирует стремление к познанию, исследованию и открытию новых границ. Оно отражает внутреннее развитие и рост героя. Еще один важный образ – образ дали. Это не просто географическое расстояние, но и символ границы, открывающей новые горизонты. Каждая даль ведет к новой дали, позволяя герою продолжать путь и расти.
Географические объекты СССР занимают важное место в символике поэмы. Москва становится голосом, что связывает героя с родным краем и дарует последние известия перед дальней дорогой. Озеро Байкал – олицетворение преграды. Лестницы из шпал символизируют постепенное продвижение героя в новые просторы и возможности.
Также в поэме можно заметить образы природы и окружающей среды. Они помогают передать красоту и мощь русской природы, а также ее влияние на героя. Природа становится свидетелем его путешествия и отражает его внутреннее состояние.
Во фрагменте “Кому другому, но поэту” ярко предстал образ Родины, которая сопровождает человека на жизненном пути. У героя и его края общие беды, общие радости и победы. Он чувствует свою сопричастность со всем, что происходит вокруг.
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой.
Лирический герой отличается ответственностью и четкой гражданской позицией: нет вопросов, которые его не касаются, ведь он есть и все видит, во всем может принять участие. Это очень важно для понимания творческой и личной ориентации поэта. Он не абстрагируется от проблем, которые есть в стране, признает свою долю — и вины, и заслуги. Поэтому он ощущает вовлеченность в дела целой страны и принимает деятельное участие в ее судьбе. Это его вдохновляет.
Темы, проблемы, настроение
Если рассматривать тематику и проблематику фрагмента “Кому другому, но поэту” отдельно, можно выделить такие основные темы и проблемы:
- Активная гражданская позиция. Человек не может закрыться и дистанцироваться от проблем родной страны. Он не может сказать, что он тут ни при чем. “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” — эта точка зрения определяет отношение автора к своему месту в мире и своему моральному долгу по отношению к нему.
- Поэт и поэзия. Твардовский подчеркивает обязанность поэта быть честным, ведь его будет судить история. Потомки не дадут промолчать и спрятаться от осуждения. “Мое – от сердца – не на ветер” — так автор характеризует свое слово, за которое готов ответить в любой момент.
- Родина. Твардовский напоминает нам о роли страны в жизни человека. У него и Родины все общее, поэтому они идут в будущее рука об руку.
Если же оценивать тематику и проблематику всей поэмы “За далью даль”, то можно выделить следующие особенности. Тема войны является основной в поэме Александра Твардовского. Строки лирического произведения описывают события Великой Отечественной войны и ее влияние на судьбы людей. Война предстает пред глазами читателя, как страшное испытание, изменяющее жизни раз и навсегда. Она приносит смерть, разрушение и страдания. Герои произведения видели гибель товарищей, ощущали утрату и боль. Но ужас охватывал не только солдат: «Тыл и фронт – родные братья».
Эта тема является также отражением героического духа народа. Она становится метафорой борьбы человека с трудностями и испытаниями в жизни. Герои преодолевают свои страхи и сложности, чтобы достичь своей цели.
Писатель дает нам немало пищи для рассуждений. Проблематикой произведения выступает вопросы справедливости, совести и морального выбора. Мы видим, как лирический герой сталкивается с огромным количеством этических дилемм. С ними же сталкивается и читатель, который вместе с героем принимает, либо отвергает сложные решения, влияющие на совесть и моральные убеждения.
Одна из основных проблем, связанных со справедливостью, возникает в контексте войны. Герои поэмы сталкиваются с несправедливостью и жестокостью военных действий, видят гибель невинных людей и страдания. Они задаются вопросом о справедливости войны и моральности своего участия в ней. Это вызывает в них внутренние конфликты и сомнения. Героям приходится выбирать между личными и общественными интересами.
Твардовский поднимает в поэме вопросы о человеческой совести и нравственности, о том, какими должны быть наши поступки и решения. Он призывает к справедливости, милосердию и гуманности, подчеркивая важность моральных ценностей в жизни каждого человека. Образ друга детства, который прошел через лагеря, становится для него переломным, он меняет ценности, ищет правду. Идеалы рушатся, но даже в этих условиях человек должен жить в устоях морали и правды.
Основная идея
В поэме «За далью — Даль» прослеживается идея творчества как особого пути в мире, который может быть полон трудностей и препятствий. Поэт в этом мире является своеобразным воином, что борется за свои идеи и стремится пробиться из безвестности. Творчество поэта в поэме представлено как неотъемлемая часть его сущности: он видит мир по-своему, воспринимает его с особым вниманием и чувствительностью.
В отрывке “Кому другому, но поэту” главная мысль состоит в том, что творец ответственен перед историей и потомками, поэтому не может лгать и бросать слова на ветер. Меру его ответственности определяет сам факт рождения и развития в мире, где все можно исправить и сделать лучше, было бы желание.
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой.
Однако путь поэта не всегда прост. Он может столкнуться с непониманием и отвержением со стороны общества. Критика может быть жестокой и неприятной. Поэт может оказаться под огнем критических замечаний, что подорвут его уверенность и мотивацию. Но всегда есть высший суд — суд истории. И его автор готов выдержать, ведь ему не в чем себя упрекнуть. Честная и активная жизненная позиция творца — вот основа его деятельности. Таков смысл фрагмента “Кому другому, но поэту”.
Чему учит?
Великий маршал Советского Союза, Константин Рокоссовский, говорил: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Александр Трифонович Твардовский был с ним полностью согласен, ведь помня историю – можно не повторить ошибок прошлого. Именно поэтому в его произведение прослеживается глубокое уважение к истории и наследию предков. Поэт рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, о подвигах и страданиях советского народа, передает нам исторический опыт, показывая, какими ценными и важными являются достижения и жертвы наших предков. Поэма напоминает нам о том, что история повторяется, и что мы должны быть бдительными и мудрыми, чтобы не допустить повторения тех ошибок, которые уже были совершены. Мы должны учитывать исторический опыт, чтобы строить свое будущее на основе мудрости и знаний предыдущих поколений.
На протяжении всего произведения читатель видит восхищение лирического героя окружающими его людьми. Произведение внушает нам уважение и любовь к своему народу. Твардовский описывает героические поступки советских солдат и граждан, их бескорыстие и самоотверженность. Он показывает, что наш народ способен на великие дела, на подвиги и жертвы ради свободы и справедливости. Поэма восхваляет дух народа и призывает нас к единству и солидарности.
Средства художественной выразительности
В поэме «За далью – даль» использованы разнообразные тропы, примеры которых Вы можете увидеть и оценить:
- Повторение слова «Пора» в начале стихотворений создает акцент на смену времени и начало нового этапа. Это слово также подчеркивает смысловую нагрузку — необходимость действовать и двигаться вперед.
- Играет поэзия яркими красками и выразительными описаниями благодаря эпитетам: «длительные дали», «специальный график», «невинный план».
- Одно из средств служит анафора. Повторение слов «ты» в начале нескольких строк создает акцент на адресата и усиливает эмоциональную окраску текста. Это придает особую интенсивность и внимание высказываемым мыслям.
- Одним из главных средств художественной выразительности в поэме является метафора: «была тетрадь – и стала книга и унесла дорогой книг».
- Живость образам в лирическом произведении предают олицетворения: «правда вступает в свои могучие права».
Автор: Полина Крачун