Сочинение: Творчество в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)
(649 слов) Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» остается популярным долгое время не только из-за увлекательного и запутанного сюжета, но и благодаря множеству важных тем, которые затрагиваются на страницах произведения. Через своих героев писатель говорит о вере, любви, предательстве, пороках человечества, всепрощении и, конечно, творчестве. В основном, безусловно, литературном. В романе автор показывает три совершенно разных стороны искусства: деятелей общества МАССОЛИТ, поэта Ивана Бездомного и загадочного Мастера. Проанализируем все грани творчества.
Авторы МАССОЛИТА едва ли имеют прямое отношение к настоящему творчеству. Они больше увлечены интригами и попытками бесплатно заполучить путевки и квартиры. Даже таблички на дверях комнат в доме Грибоедова — месте, где работают массолитовцы — называются следующим образом: “Квартирный вопрос”, “Рыбно-дачная секция”, “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года”. Несложно догадаться, какими делами там на самом деле занимаются такие “творцы”. К слову, фамилии у них тоже говорящие: Богохульский, Подложная, Павианов и многие другие. Во главе объединения значительное время находился “несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах”, для которого наибольшую ценность также представляли материальные блага. Берлиоз был достаточно образованным, умел красиво выражаться и казался интеллигентной личностью, успешно использующей полученные знания для достижения нужных целей. Но, несмотря на это, именно он устранял неугодных власти литераторов. Среди тех, кто попал к директору МАССОЛИТа в немилость, был и сам Мастер. Причина жестоких гонений — роман, в котором рассказывается о прокуроре Иудеи Понтии Пилате и его встрече с проповедником Иешуа Га-Ноцри. Казалось бы, ничего примечательного, но Михаил Александрович резко выступал против всего, что хоть как-то затрагивало веру в Бога и Иисуса Христа, который угадывался в образе добродетельного и мудрого Иешуа. Этому “безверию” настойчиво учил Берлиоз и своего протеже — бездарного поэта Ивана Понырева (Бездомного), лишая начинающего литератора желания творить вне установленных рамок, так, как того требует душа. Впрочем, молодому человеку повезло гораздо больше, чем скоропостижно скончавшемуся наставнику. Иван временно пребывает в психиатрической лечебнице, а затем через некоторое время становится профессором Института истории и философии и даже заводит жену.
Жизненный путь Бездомного — пример того, как человек, который не понимает своего истинного предназначения и слепо идет за другими, находит, наконец, собственное место в мире. Символично то, что ближе к концу произведения Иван отказывается от творческого псевдонима, освобождаясь от прежних заблуждений. Но преображения бы не случилось без случайного знакомства с тем, кто олицетворяет настоящее искусство в романе — безымянным Мастером.
Гонимый порочным обществом, один из главных героев не может обрести покой. Труд всей его жизни сначала отказываются принимать издательства, а после публикации подвергают жестокой критике. В один момент негативные чувства настолько сильно переполняют Мастера, что у того случается нервный срыв, в ходе которого он сжигает драгоценную рукопись. Далее — клиника для душевнобольных, отчаяние и безысходность. Спастись удается с помощью возлюбленной Маргариты и демонических сил. Финал для персонажа можно назвать относительно счастливым — после всех пережитых горестей он уходит в Вечность, где волен творить столько, сколько захочется. И больше не получит осуждений и ненависти со стороны людей. Но ради счастья приходится расстаться с жизнью и примкнуть ко мраку. Через образ страдающего Мастера Булгаков дает понять, что в этом мире за смелость писать то, о чем на самом деле думаешь, приходится очень дорого платить. Произведение героя интересное, серьезное, но в нем содержатся мысли, которые не нравятся властям. Искренность и свободомыслие — все это, по мнению высших чинов, является вредным для общества, недопустимым. А значит, подлежащим уничтожению.
“Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим…” — так рассуждает Мастер о тех, кто критиковал его.
Он понимает, что люди просто боятся высказаться иначе. И все же гениального автора вознаграждают за попытку сохранить нравственную чистоту. Причем делает это повелитель Тьмы, а не кто-то более “светлый”, как можно было бы ожидать.
Таким образом, Михаил Булгаков показал на конкретных примерах, какими бывают творцы. Для кого-то важны деньги и звания, для кого-то — возможность донести правильные идеи. А кому-то придется пройти долгий путь, прежде чем удастся отыскать свое призвание. Но в финале книги жизни каждый из них получит по заслугам.
Автор: Инна Колокольникова