Сочинение: Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(432 слова) Пьесу «Горе от ума», в которой А.С. Грибоедов создал обобщенную картину общественной жизни в России 10-х —начала 20-х гг. XIX века, принято считать одним из первых русских реалистических произведений. Чертой реализма является и наличие в пьесе внесценических персонажей. Они вводятся, чтобы расширить границы сцены и усилить обобщение.

Внесценические персонажи не участвуют в действии, их образы появляются в монологах и диалогах действующих лиц. Несмотря на отсутствие роли в сюжете, у них есть важная художественная функция. В пьесе всех внесценических персонажей можно разделить на группы. К первой относятся все герои, близкие Чацкому. Среди сценических героев он кажется «одиноким правдолюбцем», но наличие внесценических «единомышленников» свидетельствует о неслучайности, типичности такого характера для того времени. Кроме Чацкого, по-своему противостоят фамусовскому обществу брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской — князь Фёдор, который «чинов не хочет знать» («Он химик, он ботаник…»), также есть и профессора Чацкого. Всех их, в силу прогрессивности взглядов и нежелания мириться с устоявшимся в обществе порядком вещей, принято считать частью «века нынешнего».

Вторую группу представляют внесценические персонажи, относящиеся к «веку минувшему». Здесь можно выделить, во-первых, тех, кто ярко демонстрирует ценности, идеалы и принципы членов реакционной части общества — Максим Петрович, которым так восхищается Фамусов за его способность вовремя «сгибаться вперегиб» перед вышестоящими, и безымянные герои монолога Чацкого «А судьи кто?».
Во-вторых, в этой группе есть те герои, с помощью которых показано главное зло социума — крепостное право. К этой группе относится «Нестор негодяев знатных» («толпою окруженный слуг», спасавших в «часы вина и драки / И честь, и жизнь его, / На них он выменял борзые три собаки»), а также владелец крепостного балета, чьи подопечные потом были «распроданы поодиночке».
В-третьих, особое место среди внесценических персонажей, принадлежащих к консервативной части общества, занимают те, с чьей помощью расширяются представления о быте и нравах дворянской Москвы. Это и «секретнейший союз», о чём упоминает Репетилов, и дамы, которые, по словам Фамусова, пользуются огромным влиянием («Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна»), герои монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой». О российском обществе периода преддекабристского восстания мы многое узнаем из монолога Чацкого о французике из Бордо.

При помощи внесценических персонажей как будто раздвигаются стены особняка Фамусова, укрупняется конфликт пьесы. Это достигается отчасти и тем, что в пьесе фактически нет резкой черты, отделяющей сценических героев от внесценических, так как Грибоедов использует такой прием, при котором сценические пероснажи сначала предстают как внесценические (Чацкий, Скалозуба, Горич).

Таким образом, роль внесценических персонажей в «Горе от ума» — создание в рамках ограниченного пространства и времени комедии широкой обобщающей картины общественной жизни России начала XIX века, из почти домашнего конфликт становится социальным, так как все сценические персонажи принадлежат к одной из противоборствующих сторон.

Автор: Алёна Дружина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector