Сочинение: Мир живой и мир мертвой души в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(464 слова) Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» – это уникальный мир, где сошлись две России: Россия живая и Россия мертвая. Первая населена крестьянами и честными тружениками, вторая – помещиками и господами всех чинов и рангов. Главный герой поэмы Чичиков становится нашим проводником в оба мира.

Конечно, название поэмы является «говорящим». Мертвые души – это не только еще числящиеся в списках у помещиков умершие крестьяне, которых скупал главный герой; это, прежде всего, – мертвые души поместного дворянства в крепостной России, описанной Гоголем. Коробочка, Плюшкин, Собакевич, Манилов, Ноздрев — все это характеры, разложившиеся в слабости и пороке.

Так, Манилов – человек приятный в обращении, с впечатлительной душой и хорошими манерами, однако скучный и ленивый. Чувствительность и мечтательность Манилова бесплодны. Настасья Петровна Коробочка, рачительная хозяйка и зажиточная помещица, с очевидностью обнаруживает свою глупость, суетливую недоверчивость и жадность. Веруя и в черта, и в Бога, она, кажется, совершенно не обращает взгляда внутрь себя и не задается никакими посторонними вопросами. Более отчётливо тлетворное влияние эпохи заметно в личности Собакевича. «Совершенный медведь», он напоминает своим характером и внешностью скорее сурового зверя, нежели человека. Все его стремления связаны с достижением прочности и удобства. Грубый в обращении, он не отличается образованностью и тактичностью. Обо всем рубит с плеча. В Ноздреве же Гоголь воплощает образ абсолютно пустого человека, ненадежного, способного на безнравственные поступки. Скандалист, хулиган, плохой отец и помещик, он не вызывает ни симпатии, ни сочувствия у окружающих. Одним из наиболее трагичных персонажей оказывается Плюшкин. Скряга, посвятивший жизнь накопительству, он почти потерял человеческий облик. Все духовное было замещено в нем материальным. Гоголь пишет о герое: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!». Плюшкин замыкает ряд «мёртвых героев», воплощая саму идею смерти, потерю всего человеческого и живого.

Образы помещиков и нравственное падение русского дворянства достаточно подробно описаны Гоголем. «Живые души» обнаружить в поэме не так легко – так же незаметны они и помещичьей России. Однако и представить поэму без них невозможно. Живые души – это сам русский народ, с его бойким умом и смекалкой, храбростью и талантом. Даже в редких строчках, посвященных ему, чувствуется его особенная сила. Вольный человек Абакум Фыров, талантливый сапожник Максим Телятников, настоящий богатырь Степан Пробка – все эти «мертвые души» представляются более живыми, чем души помещиков, их загубивших. Особенно печально автору видеть этот разрыв между «живой» и «мертвой» Россией, где развращающее богатство и беспорядочная жизнь помещиков становятся причиной нищеты и горя сильного духом русского крестьянства. Эта огромная пропасть и очевидная несправедливость приводят автора поэмы к утверждению необходимости коренных перемен, к поиску нового пути. Одним из первых таких людей-первооткрывателей, исследующих русскую землю и русскую душу, становится Чичиков. Человек новой формации, он не до конца понятен читателю. Душа его, пусть и подвержена пороку, все же не мертва.

Будущее России, как и будущее главного героя Чичикова, неизвестно Гоголю, однако он верит в «живую душу» русского народа, в ее великое будущее и большую миссию в новое, еще неизвестное, время.

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *