Сочинение: Противостояние поколений в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
(602 слова) Проблема отношений молодого и старшего поколений актуальна и по сей день. Особенности мировоззрения, поведения и взглядов на образование и воспитания менялись и будут меняться дальше. Старшее поколение винит молодежь за то, что та безответственно относится к традициям и пренебрегает мнением и советами родителей, молодое же поколение заявляет, что взрослые не замечают в них самостоятельных людей, считают интересы молодежи пустяками, живут старыми убеждениями и не идут в ногу со временем. Наиболее красочно проиллюстрировать проблему поколений удалось Ивану Сергеевичу Тургеневу в романе «Отцы и дети».
Уже само название романа побуждает читателя задуматься о главной проблеме этого произведения: отцы и дети, то есть два разных поколения. Несменяемый конфликт существовал всегда, каждое новое поколение, наполненное энергией и энтузиазмом, открыто к чему-то новому, а старое поколение стремится сохранить накопленные предками традиции, уклад и правила поведения. Типичный конфликт в романе обостряется и за счет общественных настроений. Период написания романа был ознаменован идейной борьбой дворян-либералов и разночинцев-демократов. В этот период крепостное право ещё не изжило себя, но революционные настроения распространялись вреди молодежи. Людям нового времени были близки идеи отрицания и разрушения старого порядка. Они не проявляли уважения к старым авторитетам и принципам. Эта тенденция получила своё название – нигилизм. Естественно, «отцы» не одобряли стремления молодежи ото всего отказаться. Противоположные полюса в романе образовывали Павел Петрович Кирсанов, приверженец старых взглядов, и нигилист Евгений Васильевич Базаров. В чем же заключается их главное отличие? Базаров стремится разрушить все устаревшие основы, чтобы следующие поколения смогли построить на пустом месте что-то стоящее. А Павел Петрович уверен, что моральные принципы и общественные устои не должны меняться, потому что они необходимы для человечества именно в таком виде.
С первой встречи героев для читателей становится ясно, что между ними возникнет противоборство. Утонченная, порой даже поэтическая речь Павла Петровича отличается от грубоватого народного языка Базарова. Павел Петрович живет, не обременяя себя трудом, считая, что так и положено себя вести аристократам, в то время как Базаров, приехав в гости, привозит с собой микроскоп и другое оборудование для проведения научных экспериментов. Евгений соглашается уважать только деятельных и полезных людей, а аристократов он считает паразитами. Павел Петрович, напротив, выше всех ставит свое сословие, а труд для него — удел мужиков и разночинцев. Поэтому главной социальной идеей романа стало противостояние аристократии и разночинцев. Наблюдается оно даже в сравнении внешнего вида героев. Одежда Павла Петровича – это его лицо, поэтому она выглядит безупречно. Бесспорно, что за небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью Кирсанова – его принципы. Но молодого Кирсанова больше привлекает стиль и идеология Базарова, а значит, битву за сердца молодежи выигрывает нигилизм.
Вкусы Павла Петровича тоже отличаются от интересов Базарова. Представитель старшего поколения покровительствует искусству, восхищается поэзией, религия играет в его жизни важную роль. Евгений отвергает эту «пустоту», которая, по его словам, не приносит никакой пользы. Лишь развитие естественных наук поможет отстроить «идеальное общество». Выслушивая молодого человека, Павел Петрович во многом не находит аргументов и возражений, но нащупывает слабое место новой идеологии:
«Вам лишь бы всё сломать, а надобно ещё и строить».
Ущербность позиции Евгения Базарова доказывается его смертью и призванием в несостоятельности. На примере судьбы героя можно сделать вывод, что новому поколению следует брать всё лучшее у своих «отцов», но отсекать их ошибки и промахи. Каждое последующее поколение должно прогрессировать и становиться лучше, чтобы развивать мир вокруг себя. Если же что-то отрицается, то нечто новое должно предлагаться взамен.
Иван Тургенев на примере друг крайностей показал, что во все времена родителям тяжело понять своих детей, а детям — родителей, но не стоит обвинять в этом друг друга, ведь эпоха сменяет эпоху, и всё когда-нибудь повторится. Поколения противопоставляются друг другу, но вскоре дети сами станут родителями и займут ту позицию, которую раньше отрицали. Так и Аркадий вырос и стал продолжением своего отца, а не копией Базарова.
Автор: Полина Чернышова