Сочинение: Система образов в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
(696 слов) В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» весь конфликт показан в виде идейного противостояния нигилиста Евгения Базарова и аристократа Петра Петровича Кирсанова. Для более глубокого раскрытия персонажей мы видим вторую пару не менее значимых героев, а именно Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия. Следя за развитием отношений между этими персонажами, мы наблюдаем развитие их характеров и пересмотр взглядов на жизнь, что отражает основную идею произведения. Далее подробно разберем характер и взгляды каждого героя. Система образов представляет собой деление на «отцов» (братья Кирсановы) и «детей» (Базаров и Кирсанов младший).
Евгений Базаров — тридцатилетний выходец из семьи «штабс-лекаря». Подобное положение в обществе делает его выше крестьян, но ниже аристократии. Любовь Базарова к родителям не находит своего проявления, хоть в глубине души Евгений Базаров очень их любит. Базаров молод, умен, привлекателен, харизматичен. Молодой человек пошел по стопам отца — стал заниматься медициной и достигать в ней высот опытным путем. Он отрицает любые принципы и бесполезные, по его мнению, вещи, которые не приносят пользы обществу. Для Евгения Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит», а природа «не храм, а мастерская, а человек в ней работник». Он с легкостью расстается с людьми, не зависимо от того, кем они ему приходились. Базаров отрицает аристократичность и все, что с ней связано, так как считает это бесполезным. В противостоянии Петру Кирсанову Базаров до последнего не поддается на провокации со стороны оппонента и остается спокойно-надменным. Даже на дуэли он не теряет самообладания. Евгений презирает всех женщин, оставаясь с ними, как и со всеми другими людьми, холодным и сухим. В корне взгляды Базарова меняет любовь к Анне Одинцовой. Евгений понимает, что стал чувствовать то, что всегда презирал и отвергал. От факта краха собственных идеалов он сильно страдает, что усугубляет его болезнь, подхваченная во время работы, которая добивает героя. Базаров разбит морально, он трагически одинок. Последние дни свои он проводит в осознании и принятии собственных ошибок.
Образ Аркадия Кирсанова служит антиподом для Евгения Базарова. Аркадий — семейный, сентиментальный человек, который поддается влиянию сильной личности Базарова. Во время учебы Аркадий не расстается со своим отцом, что подчеркивает их близость. Он воспринимает жизнь светлой и яркой, наполненной прекрасными чувствами. Но он знакомится с Базаровым, после чего сразу перенимает огромную часть его взглядов. Будучи нежным и ранимым, Аркадий пытается скрыть эти черты от окружающих, но проницательный Базаров замечает это и называет его «нежной душой» и «размазней». Аркадий, несмотря на утонченность, имеет «хребет», хоть и не может противостоять Базарову в спорах. Аркадий пытается защищать своих родственников от агрессивной и колкой обороны Базарова, но ему это не по силам. В конфликте мечется между двумя сторонами, пытаясь вразумить то Базарова, то Кирсанова. Дружба с Базаровым больше похожа на отношения ученика и учителя, но Аркадий искренне ценит ее. Дуэль между Базаровым и Петром Петровичем и отношения с Катей отдаляют Аркадия от влияния Базарова, что сводит их дружбу на нет. Аркадий берется за ум, успевая принять то, что взгляды Базарова сомнительны и весьма ненадежны. В конце Аркадий полностью посвящает себя семье и отношениям с родственниками, что показывает его семейную и по-настоящему добрую, деятельную натуру, не способную жертвовать своими ценностями ради внимания человека, даже такого уникального, как Базаров.
Николай и Павел Кирсановы — два разных человека по своему характеру. Николай Кирсанов мягок и податлив, он любит сына и с уважением относится к его другу Базарову. В душе он романтик. Николай желает загладить конфликт, подавить его на корню, но пылкий Павел Кирсанов не дает это сделать. Павел Кирсанов, как настоящий аристократ и либерал, всеми силами отстаивает сою позицию перед безразличным Базаровым, но никак не может победить в этом споре умов. Будучи холодным и убежденным в своей правоте, он не оставляет попыток задеть Базарова, но всегда оказывается в дураках, ведь его суждения ничем не подкреплены, а сам он намного глупее Базарова. Базаров же мастерски владеет убеждением и языком, не давая возможности Павлу Кирсанову одержать верх, что заставляет гордого Кирсанова вызвать дерзкого нигилиста на дуэль, которая заканчивается ранением горе-аристократа. Именно бойкий нрав любителя умывальников «на английский манер» служит катализатором для конфликта с Базаровым. Поражение в дуэли окончательно ставит Кирсанова на место.
Герои «Отцов и детей» — яркие и необычные персонажи, некоторые черты которых доведены автором до абсолюта. Это делает повествование стремительно развивающимся и полным смысла. Все герои развиваются, дополняют и открывают новые качества друг друга, что делает их живыми и интересными для изучения.
Автор: Илья Шляпников