Сочинение: Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)
(318 слов) Павел Петрович Кирсанов – один из наиболее интересных героев романа И. С. Тургенева «Отца и дети». Именно он главным образом противостоит Евгению Базарову, отрицая его взгляды и мнения, пытаясь доказать свою правоту.
Портрет Павла Петровича последовательно противопоставляется портрету Базарова: Базаров – «волосатый», а Кирсанов – коротко остриженный, Базаров неряшлив, а костюм Павла Петровича продуман до мелочей, у Базарова – красная рука труженика, а у Кирсанова – «ногти, хоть на выставку посылай!».
История любви «старого романтика» к княгине Р. одновременно красивая романтическая история человека, преданного высокому идеалу и не понятого своей избранницей, но, с другой стороны, это история впустую потраченных лучших лет жизни. История любви Кирсанова – предыстория страсти Базарова: изначально заданная антитеза героев постепенно будет сглаживаться. Две несчастных любви, трагическая смерть одного и трагическое одиночество в эмиграции другого, невостребованность обоих, — в этих совпадениях автор видит странное родство героев и независимость человеческой судьбы от приверженности к той или иной идее.
В кабинете Павла Петровича камин, библиотека в стиле ренессанса, изысканные, дорогие вещи, редкие в провинциальном быту и обои «дикого цвета», — герой чувствует себя здесь особенно одиноким и несчастным, но вещи помогают «убить время», отвлечься от тревожных жизненных вопросов. На контрасте дан интерьер комнат Фенечки – скромного, организованного в мещанских традициях жилища: клетка с чижом, образ Николая Угодника, баночки с вареньем. Здесь все пропитано запахом мелисы, тепло и уютно даже Павлу Петровичу.
Рассуждения Кирсанова, как правило, абстрактны. Он использует много иностранных слов, а все самые важные для него понятия обобщает словом «принсипы», толком не раскрывая, а чем они заключаются и почему без них нельзя жить. Кроме того, при всем уважении к народу он с мужиками предпочитает общаться, закрывая нос надушенным платком. Единственное, в чем он последователен – это в резком неприятии таких, как Базаров, и неспособности увидеть в разночинцах серьезной силы.
Финал истории Базарова и Кирсанова – двух абсолютно разных героев романа – близок: духовное одиночество Павла Петровича в Дрездене, его оторванность от близких и родины (на его столе серебряная пепельница в форме лаптя) ничуть не лучше могилы Евгения Базарова.
Автор: Вилия Эйтутис