Сочинение: Метель и буря в романе «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

(319 слов) А. С. Пушкин в своем творчестве часто обращался к описаниям пейзажей. В его романе «Капитанская дочка» одной из основных становится сцена во время бурана – сильной и очень снежной вьюги в степных краях. 

Если все остальные пейзажные зарисовки в произведении достаточно короткие, то метели здесь отведено достаточное внимание: герои увидели сначала предвестника бури (небольшое облако, превратившееся в белую тучку, постепенно разрастающуюся на все небо), затем – мелкий снег, быстро поваливший крупными хлопьями; поднялся сильный ветер, почернело небо, и ни зги не было видно. Дорогу занесло, и ехать дальше не было возможности. Однако герои встретили мужика, который на самом деле был Пугачевым, и тот вывел их к постоялому двору. 

Данный эпизод очень символичен – именно тогда состоялось знакомство главного героя П. А. Гринева с будущим главарем бунтовщиков. Природное явление предвещает грядущее, становясь судьбоносным: буря похожа на мятеж, в который через какое-то время неожиданно попадает молодой человек. Метель образуется с малого, она непредсказуема и жестока, народное восстание представляется таким же. Пушкин подбирает сильные, образные эпитеты: свирепый и одушевленный ветер, печальные пустыни, снежное море, тяжелая туча, темное небо. Описание бурана во многом отражает авторское отношение к истории: темные вихри, слепота, мутное быстрое кружение метели, вой, страх, и герои теряются в степи. Таков и мятеж – народ не знал, куда идти, кому верить, как поступать. Во мраке сложно отличить друга от врага, из-за страха приходится поступать жестоко, несправедливо, стараться сохранить свою жизнь любыми средствами.

Пугачев спасает Гринева и во время бурана, и во время бунта. Так Пушкин показывает читателю, как важно быть благодарным, честным и добродушным. На постоялом дворе Петр дарит своему спасителю хороший заячий тулуп, приглашает за стол. Когда казнили офицеров, главный герой объяснил главарю бунтовщиков, почему не может дать ему присягу, и Пугачев принял его позицию, уважая в нем порядочность и прямоту. 

Таким образом, сцена метели становится многоплановой: это и часть композиции, и пейзажная зарисовка, фон, на котором происходит развитие сюжета, и символ будущих событий в произведении, а также выражение авторского отношения к историческим явлениям. 

Автор: Альбина Исмаилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *