Сочинение: Образ Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Многомудрый Литрекон описывает образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» в двух вариантах: кратко и подробно. Вы можете выбрать эссе по своему вкусу и усмотрению. Если чего-то не хватает, пишите в комментариях, и Литрекон добавит отсутствующее. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(393 слова) Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева представляет собой символическую зарисовку политической и социальной обстановки в Российской империи второй половины девятнадцатого века. Центральным персонажем романа выступает русский разночинец и нигилист Евгений Базаров — один из ярчайших героев русского реализма.

Базаров на протяжении всего романа носит строгие и невзрачные костюмы, ограничиваясь старым пальто или пыльной шинелью. Особое внимание уделяется красным рукам героя, которые показывают его пристрастие к физическому труду. И, наконец, первоначальный образ дополняется приветствием героя на крестьянский манер, когда Базаров представляется Евгением Васильевым.

Когда прогрессивный разночинец-демократ попадает в среду либеральной аристократии, он откровенно насмехается над Николаем Петровичем Кирсановым за его показное, как кажется герою, стремление идти в ногу со временем. С братом Павлом Петровичем у него и вовсе разгорается настоящее идеологическое противостояние, достигающее своей кульминации во время спора за вечерним чаем. Помимо того презрения, которое Базаров питает к устаревшему сословному устройству общества и дворянской аристократии, стоящей на его вершине, мы можем видеть и радикализм юного нигилиста, который видит свою миссию в полном и безоговорочном уничтожении старого мира.

В дальнейшем Базаров предстаёт перед нами бессердечным циником, презирающим гуманитарные науки, вроде игры на музыкальных инструментах. Будучи материалистом, он не видит красоты природы, не верит в любовь, стремится сдерживать свои эмоции. Образ Базарова сочетает в себе все черты, которые были свойственны прогрессивной молодёжи времён Тургенева, уповавшей на науку и прогресс. Однако вскоре идеология Базарова подвергается испытаниям. Внезапно для самого себя он влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову. Иррациональная влюблённость выбивает нигилиста из колеи. Евгений начинает терять над собой контроль, пугая и себя, и объект своего обожания. В расстроенных чувствах он поспешно покидает дом Одинцовой. Ближе к концу повествования Базаров встречается со своими собственными родителями, которые оказываются представителями консервативной части общества. В сценах с ними Базаров демонстрирует невиданную ранее сдержанность. Он дорожит своими родителями и старается не ссориться с ними. Однако вскоре Базаров снова пересекается с Павлом Кирсановым, конфликт между этими двумя заканчивается дуэлью и ранением старого Кирсанова. Однако Евгений не испытает чувства триумфа. Узнав историю жизни Павла Петровича, Базаров осознаёт, что между ними есть нечто общее — они оба пострадали от любви. В самом конце романа значительно смягчившийся Базаров пытается переосмыслить свою жизнь, казавшуюся ему простой и понятной. Накопившийся клубок противоречий в душе героя разрешает только смерть.

Образ Базарова воплощает в себе предупреждение Тургенева молодому поколению. Писатель всю жизнь придерживался умеренных взглядов и считал, что категоричность и поспешность «детей» принесёт лишь вред как им, так и всей России.

Вариант 2: Подробно

(494 слова) Евгений Базаров — главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Многим юным читателям близок его образ, ведь максимализм, уверенность в себе, принципиальность — это качества, присущие многим молодым людям, стремящимся найти свое призвание и место в жизни. Поэтому за Базаровым интересно следить. Кажется, что ему уготован славный удел блестящего научного деятеля. Но в финале он умирает без надежд и достижений. Только в конце книги читатель узнает настоящего Евгения — того, кто прятал свои слабости, сомнения и порывы души под маской нигилизма.

На первых страницах романа Базаров производит хорошее впечатление. У него «красные руки», которые дают понять, что герой много трудится. Он говорит мало и просто, не следит за модой и уделяет много времени своим научным занятиям. Он получил высшее образование в столице и готовился стать специалистом по естественным наукам. Его отношение к делу не было формальным, как, например, у Аркадия. Евгений искренне хотел работать и развивать свою сферу деятельности. Он проводил много опытов, вставал ни свет ни заря. О его досуге автор говорил кратко: «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Даже в беседах с Павлом Петровичем Евгений не пытался самоутвердиться. Он вообще говорил неохотно и даже лениво, избегая длинных речей. Он лишь доказывал оппоненту, что его точка зрения может быть оспорена, как и всякая другая. В непризнании авторитетов и догм и состоял нигилизм Базарова. Все, что общепризнанно, он подвергал сомнению. Зачем? Увы, на всем готовом невозможно прогрессировать. Многие открытия противоречат уже известным фактам, разрушают прежнюю картину мира. Поэтому позиция Базарова вполне рациональна. Но совсем искусственным и наигранным выглядит его отрицание любви, искусства, природы как объекта созерцания. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник» — такой взгляд на окружающий мир очень узок и категоричен. Не умея чувствовать жизнь и ощущать ее, герой сознательно ограничивает сферу своего познания: «Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…». Поэтому он не выдерживает испытания любовью: Анна Одинцова отвергает его, и он не может жить дальше, потеряв интерес абсолютно ко всему. Он просто не умел любить, страдать, оправляться от страданий. Все это он вычеркнул из своего опыта, только вот обойтись без этого невозможно. Природа берет свое.

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *