Сочинение: Основные мотивы в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(411 слов) Мотив – художественный прием, к которому неоднократно прибегали многие писатели и поэты. Этот элемент сюжета, как правило, обозначает повторяющийся компонент в литературном произведении, который несет под собой определенные смысли или идеи. Проанализируем пьесу Грибоедова «Горе от ума» и выявим основные мотивы комедии.

В произведении ярко прослеживается мотив волнения, беспокойства. С первого действия читатель ощущает напряжение со стороны Софьи. Она пытается тщательно утаить секрет от отца, героиня вынуждена скрывать ее тайную связь с Молчалиным, из-за чего девушка переживает. Но масло в огонь и так накаленной обстановки подливает Чацкий, а именно его появление. Его чувства к юной особе очевидны, он влюблен и желает взаимности. Но, сталкиваясь с непониманием и отторжением со стороны возлюбленной, он тоже теряет покой. В мысли закрадываются сомнения, он чувствует напряжение со стороны Софьи, подозревая ее в связи с другим. Так завязывается любовный конфликт произведения, на основе которого строится и мотив любви. Но помимо троицы, которая была вовлечена в главную сюжетную линию комедии, соучастниками обмана невольно становится и служанка Лиза. Она тоже боится за раскрытие тайны Софьи. Кроме того, ее взаимоотношения с отцом семейства также являются недопустимыми, а соответственно – секретными.

Из произведения известно, что Чацкий приезжает из-за границы в Москву. Его путь ознаменовывает мотив дороги, которым также заканчивается комедия: «Карету мне, карету…», – скажет в последнем действии главный герой.

Чацкий ввиду своих прогрессивных мыслей, высказываний обретает славу безумца в кругах фамусовского общества. Но не без помощи своей возлюбленной он становится сумасшедшим на приеме главы поместья. Мотив молвы является пронизывающим компонентом развития действия в комедии. Софья пускает слух о душевной болезни героя. Гости, в свою очередь, охотно подхватывают эту новость, обсуждая и в итоге соглашаясь с ней. Отсюда пускает свои корни мотив обмана, слепоты и прозрения. Сначала ни Фамусов, ни Чацкий не подозревают, какие тайны скрывает от них милая Софья. Но позже правда будет раскрыта. Одновременно о слухе девушки и ее тайной связи с Молчалиным узнают оба героя.

Еще один лейтмотив произведения – мотив падения. Он пронизывает все композиционные части комедии. В начале по приезде Чацкий падает к ногам возлюбленной: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног!». Далее мы наблюдаем сцену, в которой Молчалин падает с лошади, на что остро реагирует Софья. Ну и, конечно, падение в должности подлого героя – Фамусов наказывает Молчалина, лишая его прежней должности.

Таким образом, обилие художественных приемов в роли мотива создает многогранный характер произведения. Многие из них ярче проявляются в начале, другие в конце пьесы. Но именно благодаря постоянным мотивам вечная комедия обретает цельность и монументальность, что влияет на ясное понимание проблем и тем, поднятых автором.

Автор: Полина Борискина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *