Сочинение: Образы князей в «Слове и полку Игореве»

(452 слова) Когда-то В.Г. Белинский написал, что «Слово…» – это «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». С этим высказыванием согласятся многие литературоведы, критики и даже современный читатель. Произведение не только выделяется своим жанровым своеобразием, ярким образом автора, но и сложной системой героев, которая не позволяет читателю однобоко взглянуть на персонажей повести, особенно в отношении изображения князей. 

Безусловно, главным героем поэмы является Игорь, великий князь Новгород-Северских земель. Его фигура – центральная. С его помощью завязывается основной сюжет «Слова…», который развивается параллельно с трансформацией образа протагониста. В начале произведения автор изображает князя не с самой положительной стороны. Его поспешность, самонадеянность и намеренная слепота к природным знакам, которые в те времена являлись важной составляющей жизни русского народа, обличаются и порицаются писателем. Из исторического контекста читателю становится известно, что враги, которых хочет победить Игорь, уже были недавно побиты войсками Святослава. Но, ввиду своего желания обрести славу и всеобщее уважение, Игорь не прислушивается к знакам судьбы, не оценивает здраво свои силы и возможности, обрекая русских воинов на верную гибель. Главная цель героя – «копье преломить в конце поля половецкого». После поражения в битве с половцами, автор не «карает» князя в тексте, наоборот – он сожалеет и сочувствует потерям русского войска. Он облачает главного героя в «ясного сокола», что помогает бежать из плена. Сам автор ликует, радуется возвращению князя на родину. 

Особое внимание автор также обращает на изображение помощников князя. Всеволода, брата Игоря, он изображает отважным и сильным воином. Сравнивая его с «буй туром», другими словами, ярым быком, писатель демонстрирует храбрость воина, его твердое намерение одолеть врага на благо Руси. Изображение героя параллельно сопровождается анализом его внутреннего состояния. Герой с нежным чувством вспоминает свою семью, любимую жену, родной дом. Но автор не может скрыть и отрицательных качеств князя. В битве герой забывает об общерусских интересах, ставя бой и свою страсть к сражениям превыше всего. Он, как и Игорь, пошел в поход безо всяких сомнений.

Идеалом автора является князь Святослав. Его «золотое слово» приходится идейным центром поэмы. Он говорит о необходимости объединения русских земель и прекращения междуусобиц, что совпадает с мыслями писателя. Святослав – герой-резонёр. Он не только отражает мнение автора относительно опасного положения русских земель, но и является мудрым героем, полным решимости помочь своим вассалам, не порицая их за поражение, а лишь сочувствуя и сострадая потерям. 

К системе образов князей также относятся половецкие воины – Гзак и Кончак. Они изображаются отважными воинами, способными постоять за свои земли «с ордой своею дикой», «с криками и с воем». Автор, как истинный патриот, относится к ним с вражеским настроением. Но при этом он не принижает достоинства их войска и храбрость, с которой они одержали победу. 

Необходимо добавить, что образы князей описаны многогранно и колоритно. Сложная система раскрытия персонажей позволила изобразить русские и вражеские войска с обеих сторон, что помогает читателю лучше проникнуться содержанием повести. 

Автор: Полина Борискина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector