Сочинение: О чём заставляет задуматься повесть «В дурном обществе» (В.Г. Короленко)
(572 слова) Дурное общество… Чьи образы предстают нашему взору при этих словах? Воры, нищие, павшие, спившиеся люди – вот те категории, которые, кажется, можно сюда отнести. Однако Владимир Галактионович Короленко в своей повести на первый план выдвигает человека, его личность со всеми достоинствами и недостатками, приглашая читателя вслед за главным героем, мальчиком Васей, отринуть стереотипы и самостоятельно подумать над тем, что считать отталкивающим и с чего оно начинается.
Семья пана Тыбурцыя Драба, состоящая из него самого и двоих его детей – Валека, мальчика лет девяти, и Маруси, девочки четырёх лет, — по всем критериям попадает под определение «дурного общества». Знакомство с ними Васи, сына судьи, на первый взгляд, не сулит ничего хорошего. Что мог найти мальчик из порядочной семьи в этих бездомных и безродных людях?
Но каков сам Вася в начале повести? Мы видим одинокого, бесцельно бродящего по городу ребёнка, отец которого «всё больше убеждался, что он – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем…». Как бы это ни было удивительно, но близость и дружба с детьми подземелья и паном Тыбурцыем помогла обрести Васиной жизни глубокий смысл, раскрыть его лучшие душевные качества. Он ни разу не отошёл от своего видения добра и зла, Вася не слеп в своей дружбе с Валеком и Марусей. Он видит, что его товарищу приходится воровать, и открыто сообщает, что это нехорошо. Однако в этот же момент, глядя на голодную Марусю, жадно поедавшую украденную братом булку, Вася оправдывает друга, признавая, что им двигала не корысть, не жажда лёгкой наживы и собственного обогащения, а крайняя нужда, любовь и сострадание к больной сестре.
Эта повесть приглашает к размышлению над тем, так ли недурно то общество, которое окружает судью? Что определяет человека: дурное общество или дурные поступки? Какие дела можно считать скверными и стоит ли принимать в расчёт обстоятельства их совершения. Возможна ли семья без взаимопонимания? Безусловно, право на свой ответ и размышление над каждым из этих вопросов остаётся за читателем, но позиция В.Г. Короленко достаточно чётко выражена в произведении. Герои повести не идеализируются, в них сама жизнь – противоречивая, сложная, сочетающая добро и зло. По Короленко, хорошее и дурное стоит начать искать внутри себя. Лишь познакомившись со своими достоинствами и недостатками, человек способен в полной мере познать душевную красоту других и проявить снисхождение к их изъянам. Жители городка никак к общепринятому «дурному обществу» себя не относили, однако что царит среди обывателей? Им удобно искать и видеть пороки в других, «назначать» тех, кого можно безбоязненно и безнаказанно порицать и унижать, не замечая при этом собственных недостатков (а может, таким образом прикрывая их?) и равнодушия к беднякам, их судьбе. Достаточно вспомнить «профессора», беззлобного старика, бывшего гувернёра, страдающего лишь потому, что он «не может внушить представления о них [о своих страданиях] посредством здорового удара кулаком!». «Чуточку понимания», – будто бы призывает автор всех людей. Холодом веет не только от обезличенных обывателей Княж-городка, но и из семей, где, кажется, должны царить любовь и взаимопонимание между близкими людьми.
Неблагополучная в социальном плане семья пана Тыбурцыя смогла преподнести судье урок настоящей любви и принятия. Валек и Маруся были детьми пана Тыбурцыя вполне, они разделяли его взгляды на мир, его судьбу, уважали и любили его. Проявленные Васей великодушие, забота, сострадание к обездоленным, умение непоколебимо стоять за правду, за друзей помогли его отцу, который умел ценить в людях добродетель, по-новому посмотреть на сына, заметить в нём хорошего человека и полюбить. Васе больше не грозит одиночество в семье, он не будет бесцельно бродить по городу в компании праздных друзей. У него тоже появилась настоящая семья, где он любим. Теперь Вася – сын своего отца, кристально честного судьи Княжьего-Вена.
Автор: Анна Бурлова