Какова роль подтекста в комедии Вишневый сад?
(702 слова) Пьеса «Вишневый сад» — последнее драматическое произведение Антона Павловича, она была поставлена 17 января 1904 г. в МХТ, сам автор принимал активное участие в постановке комедии. Он изменил принцип организации сюжета: мало внешних событий, нет ключевой интриги, реплики героев, мало связанные между собой. Писатель вынес за сцену обыденное действие — продажу дома и сада за долги. Читатель видит только реакцию главных героев на все происходящее. Эпизоды заполнены бытом, повседневными делами, показано само течение жизни, разговоры ни о чем, но на деле о главном. Поэтому в пьесе так важна роль деталей, образов-символов, подтекста.
Подтекст — это скрытый смысл, на который автор лишь намекает. Это внутреннее содержание драмы. Подтекст не выражается словами, писатель лишь косвенно на него указывает. Его роль раскрывается уже в жанровом определении пьесы. Оно с подвохом, двойным дном. Сам Чехов назвал “Вишневый сад” комедией, но режиссеры ставили его как лирическую драму. А К. С. Станиславский назвал пьесу не комедией, а трагедией. В пьесе нет положительных и отрицательных героев: все они одинаковы несчастны. По словам писателя, он не отделял смешное от серьезного, так как в жизни нет такого деления. Вызывающая неопределенность героев, жанра, автора говорит о том, что писатель намеревался показать на сцене саму жизнь — во всей ее сложности и непонятности.
Вишневый сад — композиционный стержень пьесы, вокруг него разворачиваются события. Для Раневской сад — это отголосок ее детства, символ жизни, место, где она выросла. Но почему-то в третьем действии, когда все ждут приезда Гаева с торгов, Раневская устраивает никому ненужный бал, но ходит и переживает: “Судьба моя решается, судьба…”. В этой несуразности поведения героини автор показал парадоксальность самой жизни: люди часто делают одно, говорят второе, думают о третьем, желая противоположного. Поэтому кажущаяся нелогичность Чехова становится отражением реальной жизни и ответом на вопрос, почему прежнее поколение людей так легко теряет свои позиции?
Для Ани и Пети сад — это будущее, но для этого прекрасного будущего герои ничего не делают, а лишь мечтают. В их поведении автор показал неопределенность будущего. Это поколение символизирует день завтрашний.
Лопахин — это символ настоящего времени. Он давно хотел купить вишневый сад, завладеть им, но в итоге убивает. Он искренне хочет помочь Любови Андреевне и не понимает, почему она бездействует, но в то же время тешит свое самолюбие, что купил сад бывших хозяев его деда. Автор не осуждает Лопахина — он грамотный делец, добился всего сам. Между Раневской, Гаевым и Лопахиным нет конфликта, они добровольно отдают сад Лопахину. Так прошлое сдается на поруки настоящему без борьбы — потому что ушло его время.
Каждая произнесенная фраза героев имеет скрытый смысл. Символы помогают читателю выстроить ассоциации, понять, что хотел сказать автор. Например, “Книга” — это символ домашнего очага, культуры, “Ключи” — это власть настоящего над прошлым и будущем (в финале Варя появляется с ключами, а в конце пьесы и вовсе кидает ключи Лопахину, показывая тем самым, что он теперь хозяин дома). А вот Петя Трофимов наоборот предлагает Ане:
«Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер!»
Так будущее не претендует на права настоящего и витает в фантазиях.
Образ-символ “Часы” — ключевой для понимания пьесы. Лопахин все время смотрит на часы: “взглянув на часы”, говорит “Время не ждет”. Так автор напоминает нам о власти времени над всем происходящим. Герои зависимы от стрелки часов, она подгоняет события и меняет судьбы.
Отношение героев к другому символу, вишневому саду, выявляет их характеры: Раневская искренне любит сад, но она не практична и эгоистична, уезжает в Париж, оставляя дочерей нищими; Лопахин не понимает ценность вишневого сада, потому что все еще не изжил мужицкое происхождение и узкий взгляд на мир; Трофимов слишком болтлив, но бездеятелен, Аня тоже мечтает о фантастическом будущем, бежит прочь от “былых” ценностей, но ничего не делает.
Сами персонажи в комедии — это представители прошлого, настоящего и будущего. Раневская и Гаев тоскуют по прошлому. Они не хотят прощаться с садом, со старыми устоями. Аня и Петя Трофимов олицетворяют будущее — такое прекрасное, но далекое.
В конце Аня говорит: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.
Лопахин — это настоящее. А вишневый сад — это образ старой России, обреченной на гибель. Чтобы начать новую жизнь, нужно покончить со старой. Раздается стук топора, который символизирует гибель старой эры и начало новой.
Аня кричит: “Прощай, старая жизнь! ”, а Петя подхватывает: “Здравствуй, новая…”
Таким образом, текст пьесы не стоит воспринимать буквально. За каждым словом и движением скрывается аллегория самой жизни, разгадка которой — ключ к понимаю замысла писателя.
Автор: Екатерина Грушевская