Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(418 слов) Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» состоит из двух параллельных сюжетов: московской реальности 1930-х годов и событий, происходящих в Ершалаиме во времена Понтия Пилата. Эти две линии тесно связаны между собой, отражая ключевые философские идеи произведения. Ершалаимский мир в романе представляет собой историко-библейскую канву, но на самом деле является глубоко символичным пространством, в котором раскрываются вопросы власти, истины и человеческой совести.

В этом мире центральное место занимает образ Понтия Пилата — римского наместника, вынужденного принять решение о судьбе Иешуа Га-Ноцри. Власть Пилата формально безгранична, но он оказывается скован страхом перед кесарем и вынужден подчиняться воле синедриона. В этом проявляется ключевой мотив романа — борьба между истиной и трусостью. Сам Пилат осознаёт невиновность Иешуа и даже испытывает к нему симпатию, однако не решается спасти его. Булгаков показывает трагедию власти: человек, обладающий всей полнотой могущества, становится её рабом.

Образ Иешуа Га-Ноцри в Ершалаиме — это собирательный образ философа-пророка, несущего миру идеи добра и свободы. Он не борется с системой, не пытается её изменить, но его слова пугают власть предержащих, ведь он утверждает, что «злых людей нет». Такая философия кажется опасной тем, кто управляет народом страхом и наказаниями. Казнь Иешуа становится символом неспособности общества принять истину.

Ершалаим в романе — это место, где сталкиваются различные мировоззрения: римская прагматичность, жестокие традиции местных властей и идея всепрощающей любви, которую проповедует Иешуа. Это город, где происходят роковые выборы, определяющие судьбы людей. Символичным является образ грозы в произведении. В этом неспокойном городе, который так ненавидит прокуратор, часто происходят сильные бури. Одна из них стала своеобразной реакцией свыше на казнь Иешуа:

«…тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла … город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван — сарай, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете… » (с. 216).

Однако события, происходящие в Ершалаиме, не завершаются вместе с казнью Иешуа. Они находят отклик в судьбе Мастера, который в своём романе пытается переосмыслить образ Пилата. В этом заключается одна из главных идей произведения: история повторяется, но люди всегда могут попытаться осмыслить прошлое заново и, возможно, изменить его в своём сознании. В финале Воланд дарует Пилату покой, освобождая его от мучительного чувства вины, тем самым завершая древнюю трагедию.

Таким образом, Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» — это не просто исторический фон, а ключевая часть философского замысла Булгакова. В нём раскрываются вечные вопросы морали, ответственности, силы власти и человеческой свободы. Ершалаимская линия напоминает читателю, что трусость — один из самых страшных грехов, но даже спустя века у каждого есть шанс обрести прощение и покой.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *