Сочинение: Женские образы в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему «Женские образы в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)» для 9 класса. Но для любителей более подробных работ и детальных разборов он подготовил полное описание всех героинь комедии с цитатами. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(386 слов) Комедия «Горе от ума» не только принесла Александру Сергеевичу Грибоедову популярность, но и стала предметом множества споров. В пьесе можно обнаружить критику в адрес московского дворянского общества. Недаром женские образы, занимающие в произведении важную роль, были созданы автором так, что он передал в них традиционные амплуа московских барышень. Благодаря умелому описанию образов героев, Москву начала 19 века было принято называть «грибоедовской» Москвой.

Главный конфликт всей пьесы – это конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», женщины наравне с мужчинами принимают участие в этом противостоянии, именно поэтому их образы нуждаются в дополнительном анализе.

Софья Фамусова – главная героиня комедии, именно в доме её отца происходит всё действие. Она из хорошей семьи, следовательно, имеет хорошее воспитание и образование, но она особо ничем не отличается от большинства московских девушек того времени: все они не имели жизненного опыта, воспитываясь в тепличных условиях, поэтому компенсировали его французскими романами. Софья нравится мужчинам и охотно пользуется их вниманием, она — завидная невеста. Но её можно назвать глупой, легкомысленной, а также мстительной, так как она самая первая пустила слух о «сумасшествии» Чацкого.

Её верная помощница – Лизанька, которая всегда искренне помогает Софье и даёт ей различные советы. Лиза совмещает в себе образ «хохотушки» и достаточно серьёзного человека, который принимает осмысленные решения. В пример можно взять ситуацию с Молчалиным – в него была влюблена Софья, но он тайно ухаживал за Лизой. Поэтому в ответ на свои лестные слова и обещания он получил отказ от молодой служанки, так как для неё честь важнее, чем дорогие подарки.

Остальные женские образы являются скорее карикатурными, и в целом «прорисовывается» собирательный образ светской дамы начала 19 столетия. Для этих женщин важно только их положение в обществе. Какие-либо иные ценности у них отсутствуют, а их мужья не являются для дам авторитетами. Жизнь женщин в «Горе от ума» — это всего лишь красивая обёртка, открыв которую, не увидишь ничего, кроме глупости, зависти и пустоты. Именно женщины поддержали и развили сплетню о безумии Чацкого, и это стало причиной возникшего конфликта.

Женские образы в комедии демонстрируют читателю то, каким являлось московское светское общество этой эпохи. Грибоедов осуждает и высмеивает это общество, благодаря созданным им образам. Однако он же выражает уважение по отношению к простому народу, где более сильны нравственные устои и житейская мудрость. Только одна героиня радует глаз читателя метким словом и честным поступком — это Лиза. Значит, женские образы в пьесе не только создают историко-культурный фон времени, но и демонстрируют демократические идеи автора.

Вариант 2: Подробно

(897 слов) Знаменитую комедию «Горе от ума» современники оценили высоко сразу после ее выхода в свет. Особенно данное произведение одобрили декабристы, ведь оно пропитано новыми идеалами гуманизма и справедливости. Александр Сергеевич Грибоедов продемонстрировал читателю нравы консервативного дворянства начала девятнадцатого века и осудил их. Не секрет, что впоследствии Москву стали называть «грибоедовской». Многие литераторы, критики и просто читатели рассматривают данное произведение с разных сторон: моральной, политической, исторической. А мы рассмотрим комедию выдающегося писателя с точки зрения женских образов начала девятнадцатого столетия. Какими же были женщины того времени?

В своем произведении Александр Грибоедов создал очень яркие и многогранные женские образы. Автор представил читателю Наталью Горич, Анфису Хлестову, графиню Тугоуховскую и графинь Хрюминых. Все эти представительницы прекрасной половины человечества олицетворяют «век минувший», потому что они придерживаются старого уклада жизни.

Наталья Горич является типичным образцом воплощения женской власти в патриархальном, казалось бы, обществе. Наталья — жена Платона Горича, который был хорошим приятелем Чацкого. После того, как Платон женился на Наталье, изменения, произошедшие в его характере, стали очевидны. Так, женщина обращалась со своим супругом как с ребёнком и смогла полностью подчинить его себе. Из-за чрезмерной опеки со стороны Натальи в Платоне погас тот жизненный задор, который Чацкий раньше мог наблюдать у своего товарища. После женитьбы на Наталье Платон стал безвольным человеком и скучным собеседником — придатком к властной супруге. Подобно многим молодым барыням, Наталья Горич очень любит посещать званые вечера и балы. Героиня обожает обсуждать дорогие наряды. А своему супругу Наталья не даёт сказать ни слова, словно дрессирует его как собаку.

Анфиса Хлестова является одним из самых запоминающихся женских образов в произведении «Горе от ума». Впервые читатель видит данную героиню на званом вечере у Фамусова. В образе Хлестовой писатель воплотил очень властную, а также грубоватую барыню-крепостницу. Анфиса является пожилой женщиной шестидесяти пяти лет. Чтобы сохранить право на самодурство, Хлестова никогда не выходила замуж и развлекалась другими способами: тратила наследство на различные прихоти. Госпожа Хлестова является олицетворением наивысшего класса общества. Когда-то Анфиса была фрейлиной Екатерины 1. По усвоенным привычкам героиня стремится всегда следить за модой даже после 60-ти лет. У нее даже собачка является модной породы. Естественно, Анфиса выступает за крепостное право и считает всех крепостных вещами. Имея много крестьян, героиня занимает высокое положение, но при этом она очень невежественна. Когда Фамусов высказывает мысль, что сумасшествие Чацкого стало результатом его учености, героиня смело поддерживает его. Именно этой героине принадлежит знаменитое крылатое выражение: «Все врут календари».

Княгина Тугоуховская — жена князя Тугоуховского. Алчная, недалекая и жадная героиня желает найти достойные и выгодные партии для своих дочерей. Вопросы любви ее не волнуют, ведь главное в жизни — деньги. Так, всех свободных богачей княгиня рассматривает в качестве потенциальных женихов для своих дочек. Читатель замечает, как у героини пропадает весь интерес к Чацкому, как только она узнает, что у него нет высокой должности и богатства.

Образ графинь Хрюминых писатель использовал в повествовании, чтобы усилить комизм. Это два второстепенных персонажа, которые представляют старую московскую знать. Данные героини первыми оказываются на балу у Фамусова, потому что у бабушки есть желание найти подходящую партию для внучки. Графиня-внучка старается не пропускать ни одного приёма, а графиня-бабушка всегда сопровождает ее. «Когда-нибудь я с бала да в могилу», — отмечает старшая госпожа Хрюмина. Младшая госпожа стремится поддержать вежливой тон больше других гостей Фамусова. По ее мнению, это возможно благодаря французским фразам. Но на деле им не нравится все, что происходит на балу. Они быстро уезжают. «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!», — жалуется младшая госпожа.

Лиза — молодая служанка, которая работает в доме Фамусова. Несмотря на то, что Лиза является второстепенным персонажем произведения, она играет в нем важную роль. Своей хозяйке Софье девушка старается помогать в любовных делах. По своей натуре Лиза очень сообразительная девушка. Она способна легко выйти из сложившейся ситуации:

«Сюда ваш батюшка зашёл, я обмерла; вертелась перед ним, не помню, что врала».

К Лизе начинают проявлять интерес Молчалин и Фамусов. Будучи смелой и принципиальной девушкой, Молчалина Лиза упрекает в подлости, а Фамусову она даёт отпор. Героиня верит в искреннюю любовь. Девушке нравится лакей Петрушка, но она боится собственных чувств. Важно отметить, что это единственный положительный женский образ, а похвалил автор именно крестьянку. Это указывает на авторскую позицию в произведении: крестьяне, которых помещики считают вещами, могут быть нравственно выше своих хозяев.

Теперь поговорим о главной героине — Софье Фамусовой. Именно вокруг этой девушки разворачиваются основные события комедии. На момент повествования героине семнадцать лет. Известно, что мать девушки умерла, когда она была маленькой. Воспитанием Софьи занимался отец, а также старушка Розье. Девушка красива, сообразительна и остроумна. Под воздействием французских романов Софья стала очень сентиментальной. Она пытается жить, придерживаясь общественных правил: чувствовать одно, а говорить другое. Софья обманывает отца и всех окружающих, а за их спинами заводит роман с Молчалиным. Героиня обладает невероятной находчивостью: на может легко найти выход из ситуации. Так, когда Молчалин упал с лошади, девушка упала в обморок. А когда она очнулась, то быстро нашла себе отговорку. Софья обладает довольно ранимой натурой, однако у нее твёрдый характер. но свойственны ей и пороки фамусовского общества. Когда Чацкий нелестно высказался о возлюбленном героини, она решила отомстить ему и пустила слух о его сумасшествии.

Каждая героиня в известном произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» обладает своей индивидуальностью. Однако в своей комедии писатель показал читателю типичных представительниц московского общества, собирательные образы. Эти дамы обожают кокетничать, разговаривать о французской моде. Героини любят посещать балы, а также они всегда не прочь посплетничать. Однако их жизнь пуста и легкомысленна, ведь у них нет шанса реализоваться в обществе и выйти за рамки предрассудков своей среды.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *