Сочинение: Проблемы в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
(473 слова) В своей комедии Фонвизин раскрыл многие проблемы, характерные для его эпохи. Россия в пьесе «Недоросль» — сама по себе своеобразный Тришкин кафтан, где полы морали и демократии отрезаются и пускаются на рукава, должные быть длиннее обычного, чтобы было не видно ни лапы бюрократа, ни того, что на нее дают. Зачем заставлять человека краснеть и стыдиться, в самом же деле?
По аналогичной схеме строится и формирование образа тогдашнего дворянства в контексте «Недоросля». Нельзя не отметить этой исключительной взаимосвязи между двумя ведущими проблемами: воспитательской и морально-идеалистической. Там, где откровенно не хватает мозгов для получения выгоды, на помощь придут невежество и латентная жестокость, перманентно переходящие в активные свои проявления. Как это происходит и с Простаковой, и со Скотининым, и с Митрофаном, однако, этот персонаж — расчётливый подхалим, выделяется даже на фоне своей матушки, чей безнравственный пиетет, казалось бы, неоспорим.
С моралью тогда действительно было туго. Можно согласиться с тем, что сохранять приверженность к высоким идеям и целям, размышлениям о гуманизме и доброй воле было в то время достаточно трудно. Этим занимались бедные и оскорбленные аристократы, по иронии судьбы оказавшиеся по ту, нищенствующую и бесперспективную, сторону жизни, и бьющие в набат о реальном положении дел. Однако моральное обнищание подкрепляло распространение мещанских взглядов на образование, отсутствие которого, в представлении многих, было проще компенсировать наличием других богатств, чем получить. Потому знаменитая реплика “Не хочу учиться, хочу жениться” — не столько про Митрофана, сколько про Россию в целом, не желавшую учиться самой, что при наличии столь богатой истории — преступно. Ей было удобнее женить своих дочерей на немцах — профессионалах в наведении порядка. Куда уж русскому мужику нести бремя просвещения: он со своим крестом страдания и самоуничижения мечется в поисках абстрактной русской Голгофы и справиться никак не может! Другое дело немец — просвещенный галл, заклятый друг.
И вовсе не страшно то, что не все люди идеальные: непорочные и добродетельные. Это, абсолютно точно, дело их личного душевного комфорта. Страшно то, что именно отсутствие морали извращает до неузнаваемости изначально гуманные инициативы и идеи, извлекает максимальное зло из даже мизерного блага.
Таким образом, проблема воспитания состоит не в том, что опасность для российского общества имеют неграмотные дворяне. Опыт петровского времени доказал, что люди, готовые добиваться успехов в новых условиях, не просто обретают ограниченную житейскую грамотность, а вырабатывают принципиально новое, выработанное на практике, рациональное видение мира. Таких успехов добиваются люди честные, каковым был, например, Стародум.
Получается, что действительно ужасные последствия будет иметь образованность людей с низкими моральными мотивами, которые будут качественно эти мотивы реализовывать: подкупать суды, заниматься казнокрадством и устранять людей с более светлыми намерениями, но мутными представлениями о способах их реализации. Мораль комедии заключается в том, что главное богатство человека — не его ордена или дипломы об окончании различного рода семинарий. Главное богатство человека — его душа. Ведь без нее «просвещеннейшая умница — тварь, а невежда, и подавно — зверь». Различного рода грамотность, безусловно, способствует более гармоничному развитию личности в гуманистическом направлении, однако просвещенность в науке никогда не заменит просвещенности души и целомудрия.
Автор: Иван Лейтман