Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(663 слова) Пьер Безухов — один из главных героев романа «Война и мир». Его путь прослеживается с первых и до последних глав, ему уделяется много авторского и читательского внимания, поэтому мы можем в полной мере оценить диалектику души персонажа. Он предстает наивным и ведомым юношей, проходит дорогу, полную сомнений и скитаний, а в финале становится прогрессивно настроенным и благородным человеком, построившим крепкую семью.

Мы знакомимся с Пьером в салоне Анны Шерер и сразу же узнаем от прямолинейного и честного юноши об его отношении к Наполеону: он горячо одобряет его. Для Толстого это важный пункт для оценки личности, ведь сам автор отрицательно относится к императору. Так писатель дает понять, что изначально Пьер заблуждался и видел мир в розовом цвете. Юноша думает, что завоевания «великого человека» ведут к освобождению народов. Герой всей душой тянется к справедливости, но понимает ее неверно. Монархию он считает тиранией, но при этом в упор не видит кровавых репрессий нового режима во Франции. Этому впечатлению о ведомости и легкомыслии Пьера вторит описание его поведения. Сначала он обещает Андрею Болконскому разорвать отношения с компанией Анатоля, но в тот же вечер оказывается в ней и совершает позорный поступок.

Слабость характера и оторванность от реальной жизни загоняют Пьера под иго Василия Курагина, который обманывает его и берет доставшиеся в наследство деньги. Сам же Пьер — великодушный, вдумчивый и справедливый юноша — жаждет делать добро, но осознает, что жизнь в браке с Элен и в окружении светских щеголей ведет его не туда. Он только сорит деньгами и растрачивает свое время в праздности. Измена жены и разочарование в себе заводят его в депрессивное уединение, откуда его вырывают масоны. Пьер загорается идеями о непорочной и полной созидания жизни в братстве. Он хочет стать частью великого ордена и реализовать проекты, посвященные улучшению положения простых людей. Вдохновленный и озаренный, он объезжает свои имения и вводит реформы, облегчающие рабское ярмо крестьян. Но герой еще не избавился от розовых очков и легко попадает под влияние хитрого старосты. Тот претворяется, что выполняет волю барина, но на деле извлекает выгоды из его наивности. Например, поп, который учил крестьянских детей за деньги графа, брал их и с крестьян, которые выкупали малышей из его класса. Пока Безухов на радостях сообщал Болконскому о своих преобразованиях, сам Андрей уже сделал все это, только без лишнего шума и без мошенничества старост. Увы, к практической жизни мыслитель Пьер совершенно неприспособлен, но порывы его доброго сердца внушают читателю уважение. Но его пути с масонством разошлись: он понял, что братство — это лишь прикрытие для многих членов ордена. Они используют его для обретения новых связей.

Духовные поиски Пьера Безухова раскрываются и в патриотизме. Когда началась отечественная война 1812 года, он без колебаний пожертвовал крупные суммы на ополчение. Рискуя собой, он отправился на Бородинское сражение и ходил под пулями, поддерживая солдат. На этой координате своего развития он окончательно разочаровался в Наполеоне и его войне. Он решил убить его, но, оказавшись в захваченной Москве, Пьер не нападает, а помогает людям. Герой находит и спасает ребенка, а потом вступается за женщину. Это важно для понимания образа: Пьер ошибается и сомневается, но идет по пути духовного роста, поэтому тратит свои силы для спасения, а не для насилия. За свои подвиги он попадает в тюрьму и знакомится с Платоном Каратаевым, ставшим для героя нравственным авторитетом. Платон пожертвовал собой и пошел в рекруты добровольно, чтобы спасти женатого брата и его семью. Он помог и Пьеру, разделив с ним пищу и утешив добрым словом. Простой мужик научил графа любить всех людей:

«Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами…»

Каратаев стал для Безухова «олицетворением духа простоты и правды». После плена Пьер стал проще и добрее, он нашел внутреннюю гармонию и определился с жизненными приоритетами. Он женился по любви, стал жить для семьи и родины. Вся его энергия была посвящена реформаторской деятельности. Он по-прежнему искал справедливости и свободы, но делал это обдуманно и трезво.

Таким образом, духовные искания героя — это отражение диалектики его души. Падая и поднимаясь, он нашел свое счастье и предназначение.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *