Итоговое сочинение: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых (2 варианта)

Многомудрый Литрекон написал для Вас два варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Аргументы он взял из произведений «Обелиск», «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и «Девочки с Васильевского острова».

Вариант 1

(405 слов) Последней стадией смерти можно считать забвение. Без него жизнь человека все еще продолжается в памяти его близких или же тех, кто помнит о его вкладе в науку, культуру или другие сферы общественной деятельности. Об этой закономерности писали многие отечественные авторы, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Говоря о вечной жизни человека в памяти его потомков, мы можем вспомнить множество произведений о военных подвигах наших прадедов и прабабушек. Одной из таких книг является повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описывает самоотверженную борьбу отряда зенитчиц с вражескими диверсантами. В финале все героини погибли, но задание выполнили. Казалось бы, их молодые жизни загублены напрасно и бесповоротно: никто не узнает об их сравнительно небольшом и незаметном вкладе в общее дело победы. Однако в финале книги мы знакомимся с сыном Риты — Альбертом. Он вместе с выжившим старшиной Васковым приезжает на место трагической гибели храбрых девушек. Они устанавливают в их честь мемориальную плиту и показывают удивленным местным жителям, что даже в той глуши, где такие тихие зори, проходили ожесточенные бои. Этот эпизод является своеобразным реалистичным хэппи-эндом в военной драме: Рита, Женя, Галя, Соня и Лиза погибли, исполняя свой долг, но память о них жива, а значит, живы и они для своих благодарных потомков. Вспоминая об их геройстве, мы воскрешаем их образы в воображении и даем им возможность воплотиться в жизни вновь.

Не менее интересный пример описал Василь Быков в романе «Обелиск». В маленьком селе был установлен мемориал в честь подвига Алеся Мороза — учителя, который пожертвовал собой ради спасения своих учеников. Журналист, от лица которого ведется повествование, приехал на похороны одного из тех мальчиков — единственного, кто уцелел, и то благодаря Морозу. Павел Миклашевич стал учителем в память о своем спасителе и настоял на установке памятника в его честь. Он, как и многие местные ветераны, помнил о нем и через много лет после войны. Даже на его похоронах Ткачук, один из партизан, вновь заговорил о Морозе и его подвиге. Благодаря этим постоянным упоминаниям возникает ощущение присутствия этого героя в произведении. Мемориал сделал его вечным обитателем села и участником всех его событий. Мороз не погиб на казни, он остался жить в памяти своих потомков.

Таким образом, смерть не прекращает жизни людей, если о них все еще помнят. Она не в силах погасить последнюю искру бытия — светлый образ, к которому мы по-прежнему что-то чувствуем, к которому обращаемся в мыслях, к которому адресуем благодарность. Поэтому так важно помнить о тех, кто вложил свой вклад в будущее, которое стало нашим настоящим.

Вариант 2

(435 слов) Нам не раз приходилось слышать о том, что жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Эта закономерность отражает само определение бытия: реально то, что становится объектом восприятия. Если мы восстанавливаем в воображении образ усопшего, то он тоже воспринимается нами, то есть существует. Данное утверждение доказывают многочисленные примеры из литературы.

В рассказе Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» в памяти маленькой девочки Вали воскресает образ Тани Савичевой — автора знаменитого дневника, в котором ребенок написал о тяжелом испытании блокады. Читая этот дневник, Валя как будто познакомилась с живой Таней, поэтому считала ее своей настоящей подружкой. Они с жертвой блокадного времени оказалась сверстницами и соседками. Вале были близки интересы и хобби приятельницы, она понимала все ее мысли и чувства, изложенные на бумаге. В самом начале читатель даже не понимает, что Тани нет в живых, ведь ее «подруга» говорит о ней в настоящем времени. В финале Валя пошла на то место, где располагалась дорога жизни, и присоединилась к команде, которая работала над мемориалом в честь жертв блокады. У Вали был такой же почерк, как и у ее «подруги», поэтому она писали на памятнике выдержки из дневника, вновь восстанавливая в памяти подробности из жизни Тани. Девочка не погибла, ведь ее история по-прежнему жива в наших сердцах: она вызывает чувства, настраивает на определенные мысли и формирует отношение к себе, а значит, существует в реальности.

Нельзя назвать мертвецом и Николая Плужникова, легендарного защитника Брестской крепости. Его подвиг воспел Борис Васильев в романе «В списках не значился». Главный герой прибыл на место службы, но не успел даже зарегистрироваться в казначействе: началась Великая Отечественная война. Превосходящие силы противника вторглись в Белорусь и окружили крепость. Солдаты мужественно и самоотверженно сражались за свою землю, но их попытки отстоять ее в это время были обречены. Врагов было слишком много. Однако Николай и его товарищи продолжали их истреблять, даже когда крепость была захвачена. Прячась в ее потайных закоулках, Плужников выходил только ночью и убивал оккупантов. Так продолжалось очень долго, и когда Николая все же нашли, вражеские солдаты даже отдали ему честь, отдавая должное уважение его мужеству. Герой был казнен, но его имя до сих пор на слуху. В финале романа мы узнаем, что о нем рассказывают всем посетителям музейного комплекса в Брестской крепости. В результате мы формируем свое представление о Плужникове, думаем о нем, чувствуем благодарность и гордость. Значит, он до сих пор с нами, как и все храбрые защитники Отечества.

Таким образом, в памяти живых каждый усопший обретает шанс возродиться. Думая о человеке, представляя его образ, чувствуя по отношению к нему солидарность или уважение, мы оживляем его. Он не менее реален, чем те, кто нас окружает, ведь мы воспринимаем его так же, как и всех остальных людей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector