Итоговое сочинение: Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? Аргументы он взял из книг «Война и мир», «Тихий Дон» и «Юшка». Приятного просвещения!

Вариант 1

(421 слово) Анализируя мир вокруг себя, мы часто задаемся вопросом, всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? К сожалению, многочисленные примеры обратного эффекта убеждают нас в том, что за миловидностью может скрываться неприглядная сущность, а за уродством — благородство и красота души. Это замечали многие писатели и философы.

Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил героиню, которая была некрасива внешне, но прекрасна в своем внутреннем мире. Княжна Марья отличалась неуклюжестью, невыразительным лицом и болезненной худобой. Она не умела изящно одеваться и преподнести себя в выигрышном свете. В присутствии мужчин она терялась и робела, поэтому ее не замечали. Однако в душе девушки были богатства, которые сделали ее идеальной женой и мудрой матерью. Марья Болконская была добра, богобоязненна, милосердна, щедра и тактична. Она готова была пожертвовать своим покоем и счастьем ради близких людей. Так, она безропотно терпела суровый нрав отца и его грубость. Она была с ним до конца, отказавшись эвакуироваться с территорий, где со дня на день мог появиться враг. После смерти старого князя Марья проявила и другие стороны своего характера: смелость, гордость и патриотизм. Она не пошла на поклон к французским генералам, не послушав мадмуазель Бурьен. Русская дворянка, дочь военного, решилась бы скорее на смерть, чем на унижение. Все та же Марья взяла на себя ответственность за племянника и в одиночку управлялась с ним, а в дальнейшем стала ему настоящей матерью. Очевидно, что ее внешняя непривлекательность контрастировала с богатым и прекрасным внутренним содержанием ее души.

Не менее показательный пример описал А. Платонов в рассказе «Юшка». Главный герой был болезненным, хилым и старым на вид человеком, хотя по возрасту был мужчиной в расцвете сил. Он носил старые обноски, не пил чая с сахаром, экономил каждую копейку, поэтому другие люди относились к нему без уважения. Больной и молчаливый бедняк к тому же терпел любые издевки и побои. Даже местные дети избивали его и дразнили. Он же был ласковым и кротким, даже несмотря на травлю. Его секрет раскрылся только после смерти. Однажды к его соседям пришла девушка, которая разыскивала какого-то Ефима. Никто даже не понял, что речь о Юшке. Оказывается, все последние годы он недоедал и откладывал деньги на обеспечение сироты, которая стала врачом благодаря его щедрой помощи. Эта воспитанница Юшки так и осталась в его поселении, чтобы лечить людей. Так, отталкивающая и ничтожная внешность героя никак не сочеталась с его внутренней красотой. 

Таким образом, внутренний мир и внешность человека никак не связаны. Можно быть добрым, но некрасивым, миловидным, но злым и эгоистичным. Если черты лица и фигуру мы наследуем, то черты характера и мировоззрение формируем сами. Именно поэтому не стоит искать между ними соответствие.  

Вариант 2

(492 слова) В русской литературе тема внешнего и внутреннего, их связи и драма, которая может скрываться за дисгармонией этих понятий, рассматривалась не единожды. Автор мог использовать прием контрастов, чтобы проблема была выразительнее, чтобы подчеркнуть ее важность. Данную тему можно считать актуальной, потому что современное общество с проблемами бодипозитива, необходимостью постоянной самопрезентации, не может отстраниться от рассмотренной еще классиками проблемы. Произведения, многим из которых более полутора веков, удивляют созвучием с днем сегодняшним, с цикличностью не только исторических событий, но и межличностных проблем. Внутреннее и внешнее часто не просто так спорят друг с другом, этот спор становится инструментом для человека, для его личностного роста.

Так, в романе Л. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, один из главных героев, предстает этаким неуклюжим, лишенным типичного мужского шарма человеком. Он напоминает медведя, сам понимает собственную внешнюю несостоятельность. Но в ходе романа читатель видит рост героя, которого нельзя упрекнуть в душевной неуклюжести и несостоятельности. Это человек, проходящий большой путь, не боящийся честно ответить себе на главные вопросы, способный на благородные поступки и подлинное великодушие. Он по своей инициативе улучшил жизнь крестьян, хоть эта помощь и сократила его доходы. Он же жертвовал крупные суммы на благотворительность и не ждал признания и благодарности за это. Он же добровольно остался в осаждённой Москве, чтобы пожертвовать собой и убить Наполеона. И тут же контраст-пример: его первая супруга Элен. За божественным личиком и внешним очарованием кроется куда менее даровитая душа. Элен изменяла супругу и превыше всего ставила деньги и положение в обществе. Возникает ощущение весов, которые не смогли удержать баланс  склонились в одну из сторон, причем, значительно склонились. 

А вот герои шолоховского «Тихого Дона» как будто портретно дополняют свои личностные характеристики. Лихой, гордый, своенравный Григорий представляется таким красавцем, от взгляда которого любая девица зардеется. Автор не зря упоминает отеческие турецкие корни героя, что только усиливает яркость его внешнего образа, созвучную яркости личности. Аксинья, которая готова была погубить свою судьбу, только бы не отказываться от любви, также представляется красивой, статной женщиной с яркими чертами лица и смелым взглядом. Ее внешность отражает внутренний мир. А вот нежная, кроткая красота Натальи гармонична ее терпеливому характеру, доброму сердцу, тихой покорности. Ее рабочие руки, большие и мозолистые, указывают на трудолюбие и хозяйственность. Плутовские глаза ее брата и сладострастная улыбка говорят о порочности Мити, которая дала о себе знать в его поступках — соблазнении Лизы. И другие ключевые герои «Тихого Дона» словно неслучайно нарисованы автором такими крупными, выразительными мазками, которые помогают зрителю увидеть картину ярче и согласиться с ее реалистичностью.

Таким образом, нельзя сказать, что внешность и внутренний мир человека обязательно вступают в конфликт. Они могут существовать в ладном созвучии, но иногда такое созвучие не более чем лицемерие или фикция. Нет той формулы в этом вопросе, которую нельзя было бы опровергнуть. И вопрос не исчерпывается понятиями красоты и непривлекательности (здесь много условностей, субъективности), а заставляет задуматься над тем, может ли внутренний мир помочь человеку выглядеть в глазах окружающих убедительнее внешне. Может ли доброе сердце добавить внешнего очарования? Как показывают примеры из классики, это случается. И в обратную сторону это тоже работает.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector