Сочинение: Как Вы понимаете фразу: «Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв»?
(472 слова) Я считаю, что творчество – это действительно исключительный подвиг, на который способен отнюдь не каждый человек, потому что любой поступок такого рода требует полной самоотдачи. На практике это означает, что творческие люди, выражая себя в искусстве и даруя публике красоту, рискуют оказаться непонятыми и гонимыми, это и есть их жертва на алтаре служения прекрасному. Чтобы точнее объяснить свою трактовку этой цитаты, приведу примеры из литературы.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был писателем в Советской России, но сочинял он не пропагандистские лозунги на потребу дня, а независимое от идеологии произведение. Это была религиозно-философская книга, где описывались исторические события древних времен. Разумеется, такое творчество, хоть оно и было гениальным, не нравилось власти. Как по команде, критики начали нападать на автора, а редакторы — отказывать в публикации. Травля, обрушавшаяся на Мастера, очень сильно подкосила его морально-психологическое состояние. Его втаптывали в грязь люди, которые даже приблизительно не понимали, о чем его работа. Презрение общества и гонения со стороны «компетентных» органов закончились тем, что мужчина оказался в сумасшедшем доме без имущества и без жилья. В порыве отчаяния он даже сжег рукопись романа. Но такова плата за честное творчество, и писатель должен был принести эту жертву безропотно. Быть вне идеологии, создавать истинное искусство, а не конформистское ремесло в условиях тирании – это настоящий нравственный подвиг, требующий жертв, а именно – отказа от материальных благ и комфортной жизни. Одаренный человек был обречен стать изгоем в своем окружении, но такова цена его творчества, которую платили все великие мастера.
А можно ли обойтись без жертв в творчестве? Ведь не всегда же власть идет против искусства. Увы, если не правительство, то другие силы потребуют от творца необходимой самоотдачи. Примером выступает ситуация из «Портрета» Н. В. Гоголя. Чартков жил очень бедно, все средства растрачивая на материалы для своих работ. Ему даже угрожали выселением за долги, но внезапно молодой человек нашел крупную сумму под купленным холстом с изображением ростовщика. Расплатившись с кредиторами, он вдруг понял, что всегда хочет так жить. Хватит с него лишений и бед, почему же, наконец, не пожить по-человечески? И он начал брать заказы знатных господ, где от него требовалось приукрасить их облик в угоду мещанскому вкусу. Так и променял герой свой талант на деньги, известность и уважение. Он не был готов к жертвам, а потому свернул с дороги к подлинному мастерству. Подвига без потерь и лишений не получилось, художник просто стал модным ремесленником и не привнес ничего нового в искусство. Значит, настоящему творцу необходимо жертвовать комфортом и материальными благами, чтобы приобрести нечто большее – дар, который будет увековечен потомками.
Таким образом, творчество – это полная самоотдача во имя высших целей, которая требует от человека жертв, порою даже слишком больших. Без них невозможно преодолеть разъедающее и опошляющее влияние среды, невозможно вырваться из плена посредственности или идеологии. Искусство – это алтарь, на который подлинный мастер кладет все, что дорого обывателю, чтобы обрести бессмертие. В этом и суть высокого подвига – отринуть все, что мешает творчеству.