Итоговое сочинение: Когда заканчивается детство? (3 варианта)

Многомудрый Литрекон сотворил для Вас три примера итогового сочинения по направлению «Время перемен» на тему: Когда заканчивается детство? Аргументы он взял из произведений «Уроки французского», «Обломов», «Капитанская дочка», «Детство» (Толстой), «Детство» (Горький), «Легкое дыхание».

Вариант 1

(461 слово) Многие социологи до сих пор спорят и ищут ответ на вопрос, когда заканчиваются детство? Исследователи не могут сойтись на одной точке зрения, поэтому границы подросткового возраста не установлены однозначно. Их можно понять, ведь у каждого человека индивидуальный жизненный опыт, и все мы взрослеем в темпе, присущим лишь нам одним. Это утверждение доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» изобразил героя, который не повзрослел даже на четвертом десятке. Илья Ильич не работал, не ухаживал за собой, не заставлял себя делать что-либо, не заводил семью, ведь был инфантильным и беспомощным мальчиком в обличии взрослого мужчины. Его идеалы и мечты остались на уровне детского сознания. Обломов грезил о продолжении праздной и спокойной жизни в Обломовке, где даже носки ему надевает слуга, где не надо учиться и трудиться, где всегда будут специально обученные люди, которые заботятся об Илюше и решают все его проблемы. Подобные стремления отразились на поведении и мировоззрении героя. Он как будто прогуливал взрослую жизнь, пока мама и папа не видят: лежал днями напролёт на диване в грязном халате, бранился со слугой, вкусно кушал и принимал гостей. На отсутствие зрелости указывает и интеллектуальный уровень Обломова. Когда нужно было составить документ, Илья Ильич, получивший соответствующее образование, ничего не мог вспомнить и послал за писарем. Он не мог ни одеться, ни поесть, ни выйти на улицу без помощи посторонних людей. Все эти факты говорят о том, что детство героя еще не закончилось, хотя ему уже больше тридцати лет.

В достатке зрелость приходит поздно, но в бедности спешит и обрывает детство внезапно. Такой пример мы находим в произведении Валентина Распутина «Уроки французского». Главный герой жил в отдаленной деревне, но проявлял удивительные способности в науках, поэтому учителя посоветовали ему продолжить обучение в райцентре. Его семья была очень бедна, поэтому поехать смог только он один. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь» — вспоминает рассказчик. Справедливости ради стоит сказать, что взрослая жизнь со всеми ее заботами и тяготами началась у Володи намного раньше. Его мать в одиночку воспитывала троих детей, и все они страдали от голода и других лишений. Рассказчик был старшим ребенком, и на его плечи легла забота о младших членах семьи. Он вынужден был помогать по хозяйству и для всей деревни писать и читать письма. К нему относились как ко взрослому, ведь в послевоенное время мужчин было мало, и даже самый маленький ребенок поневоле должен был играть роль хозяина в доме. Этот пример доказывает, что детство может закончиться уже в первые школьные годы, если тяжелые жизненные обстоятельства вынудят взрослеть раньше.

Таким образом, у каждого из нас детство заканчивается в свой срок, и нет единых возрастных границ, определяющих финал этого периода. Если людям приходится туго, они живут в нищете и впроголодь, то они взрослеют рано, чтобы обеспечить себя. А в благополучных условиях человек может растянуть свое детство, ведь ему некуда спешить.

Вариант 2

(476 слов) Многие люди задаются вопросом, когда заканчивается детство? Ответить на него однозначно очень сложно, ведь у каждого из нас процесс становления происходит индивидуально. Кто-то уже в десять лет прощается с безмятежностью и играми, а кто-то и в пятнадцать гоняет голубей по двору и не думает о будущем. Подобные примеры мы встречаем в любимых книгах, знакомых со школьной скамьи.

Так, Л.Н. Толстой в повести «Детство» изобразил героя, который проводил детскую пору после смерти самого дорогого человека — матери. Николеньке было всего десять лет, когда отец решил отправить сыновей на обучение в гимназию. Для этого мальчикам нужно было переехать из своей деревни в Москву. «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться» — вспоминает рассказчик. Тогда Володя и Николай еще не знали, что этот переезд навсегда разлучит их с матушкой и изменит их образ жизни кардинально. Когда мальчики переехали в Москву, они поняли, что их манеры и способности совсем не соответствуют общепринятым критериям. Бабушка, которая вращалась в свете и имела связи, сразу же отметила некоторые недостатки внуков. Им предстояло отвыкнуть от бесшабашных деревенских игр и вольностей в обращении с людьми. Знание этикета и негласных правил общения в дворянской среде тяжело давалось Николаю, который был чувствительным, открытым и пылким мальчиком. Но окончательный разрыв с детством он испытал, когда узнал о кончине своей матушки, ласка и любовь которой были для него воплощением первых безмятежных лет жизни. Горе утраты и одиночества заставило Николая пресытиться играми и фантазиями ранней поры становления личности. Его детство закончилось на похоронах матери, как и сама повесть.

Однако далеко не все люди уже в десять лет теряют связь с детством. Некоторые люди предаются утехам ранних лет жизни даже в подростковом возрасте и взрослеют значительно позже. Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описывает становление личности Петра Гринева — подростка из дворянской среды. До шестнадцати лет герой был шаловливым, безответственным и веселым ребенком. Из географической карты, выписанной из Москвы, он мастерил воздушного змея, пользуясь тем, что его воспитатель был пьян и уснул. На других занятиях Петруша тоже злоупотреблял полной свободой: бегал, играл и ни о чем не беспокоился. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась» — вспоминает рассказчик. Отца Петра такое воспитание не устраивало. Он решил отправить своего наследника в отдаленную военную часть, где он мог получить настоящие жизненные уроки и повзрослеть. Так и произошло: Петр возмужал и превратился в настоящего мужчину за считанные месяцы. Ему пришлось выбирать между честью и жизнью, любовью и семьей, избранницей и присягой. В результате Гринев стал храбрым и честным защитником Отечества уже в 17 лет.

Таким образом, детство заканчивается тогда, когда человек сталкивается с серьезными жизненными испытаниями и берет на себя ответственность за свои поступки. Кто-то взрослеет раньше, кто-то — позже, но у каждого этот процесс связан с преодолением преград и осознанием трудности жизни.

Вариант 3

(446 слов) Когда человек впервые берет бремя ответственности за судьбу в свои руки, он расстается с детством. Оно заканчивается, потому что ребенок, открывший изнаночную сторону жизни и познавший ее сложность, уже не может вернуться к безмятежности и наивности первых лет существования. Об этом писали многие литераторы, из произведений которых мы приведем соответствующие примеры.

Так, в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» главная героиня разминулась с детством, когда стала жертвой сексуального домогательства приятеля отца — Алексея Малютина. Мужчина воспользовался неопытностью и одиночеством девочки и навязал ей близость, к которой она еще не была готова. Этот инцидент произошел, пока никого не было дома, и оставался втайне, пока сама Оля не рассказала о нем директрисе и не показала своему поклоннику страницу из дневника, где она написала о совращении. Именно ранняя близость с мужчиной лишила Олю детской непосредственности и невинности. Все отмечали, что она ведет себя слишком откровенно и вызывающе. В гимназии и за ее пределами она кружила головы кавалерам, иногда и тем, кто был намного старше ее. Внешне она уже очень походила на взрослую женщину, поэтому ее отношения с поклонниками выходили за рамки дозволенного. Они и привели к тому, что Оля погибла от руки казачьего офицера, который отомстил ей за обман. В свои пятнадцать лет героиня вела взрослый образ жизни. Ее детство закончилось рано, потому что она столкнулась со взрослыми испытаниями и вынуждена была сама справляться с их последствиями.

Не менее драматичный эпизод мы видим в повести М. Горького «Детство». Лишившись отца, Алеша переехал в дом деда Каширина и столкнулся с грубостью и агрессией кормильца семьи. Василий Васильевич был алчным, жадным и жестоким человеком с трудной судьбой. Свои беды и невзгоды он переносил в виде злобы на всех домочадцев. Его сыновья, дяди Алеши, были такими же корыстными и злыми, поэтому в доме постоянно слышались ругань, плач и звуки ударов. В этой среде было не принято серьезно относиться к образованию, поэтому Алеша толком не учился, зато участвовал в драках с местными ребятами. Побои, принесенные с улицы, дополнял дед Каширин, который сильно порол внука в наказание за шалости. Алеше и самому пришлось прибегнуть к насилию, когда он увидел, что отчим избивает его мать. Но и это своеобразное детство улетучилось быстро, когда Василий Васильевич разорился и отказался обеспечивать жену и внука. Мать Алеши умерла от чахотки, и дед выгнал мальчика на улицу. Герою пришлось «идти в люди», чтобы не умереть от голода. Ему было всего 10-11 лет, когда судьба привела его на заработки. Пора беззаботности и игр прошла в момент принятия Алешей ответственности за свое будущее.

Таким образом, детство заканчивается тогда, когда человек берет судьбу в свои руки и преодолевает жизненные препятствия самостоятельно. В такой ситуации люди теряют непосредственность зари жизни и становятся ответственными, сознательными, решительными — теми, кто может противостоять невзгодам и тяготам зрелости.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *