Итоговое сочинение: К чему приводит душевный разлад? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон знает, что душевный разлад очень опасен и приводит к трагическим последствиям. Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: К чему приводит душевный разлад? Аргументы он взял из книг «Гроза», «На дне», «Гранатовый браслет», «Евгений Онегин».
Вариант 1
(407 слов) Душевный разлад всегда был опасен для человека. Конфликт чувства и разума, мечты и реальности, долга и страсти мучит его и приводит к тому, что личность разрушается и ищет спасения в смерти. Такими примерами богата отечественная литература, позволяющая нам проанализировать последствия внутренней борьбы на просторах души.
В качестве примера рассмотрим образ главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза». В произведении автор заострил внимание на трагедии совести. Катерина была набожной и честной женщиной, но при этом любила не своего законного супруга, а Бориса — молодого и образованного племянника купца Дикого. Она разрывалась между религиозными убеждениями и стремлением к личному счастью. На первых же страницах героиня призналась, что боится остаться наедине с Борисом, ведь иначе она не вернется домой и падет в пучину греха. По ночам Катерину одолевали сны, в которых она неслась на тройке, а обнимал ее вовсе не Тихон. Она, как могла, сдерживала свои эмоции, пыталась похоронить это греховное чувство, но оно взяло верх над ней. Героиня не могла скрывать измену и жить во лжи, и признание лишь осложнило ее и без того нелегкую судьбу. Муж по наущению матери бил ее, Кабаниха одолевала упреками и обвинениями, Борис фактически отрекся от нее и ничем не помог. В итоге мучительные противоречия в душе Катерины нашли выплеск в отчаянном шаге — самоубийстве. Душевный разлад довел героиню до депрессивного состояния и фатальной ошибки.
Конфликт мечты и реальности не менее опасен для личности. Это доказывает пример из пьесы М. Горького «На дне». Актер, который раньше был успешным артистом, а потом спился и попал в ночлежку, узнал от доброго странника Луки о бесплатной лечебнице, где его могли бы избавить от пагубного пристрастия. Герой понадеялся на других и поверил в возможность своего исцеления. Сам он не мог покончить с алкоголем, но таинственные врачи превратились в его представлении в чародеев, способных изменить его жизнь. Актер не мог больше запоминать тексты для сцены из-за своей склонности к пьянству, однако излечение могло бы помочь ему вновь покорить театральные подмостки и вырваться из социального дна. Но Лука ушел, а его рассказы о больнице оказались «ложью во благо». Сатин разоблачил старца. Тогда в душе Актера произошел разлад: мечта разбилась о скалы реальности, надежда умерла, и все его грезы последних дней оказались миражами. Несоответствие желаемого и действительного толкнуло героя на самоубийство. Отчаяние — вот последствие внутреннего конфликта.
Таким образом, душевный разлад приводит человека к самым отчаянным мерам. Бесконечные противоречия запутывают людей, заставляют их страдать, а в итоге становятся причинами их преждевременной гибели. Они разрушают сами себя, потому что жить без внутренней гармонии невозможно.
Вариант 2
(537 слов) Душевный разлад — это внутренний конфликт, который приводит человека к осознанию беспросветности будущего и развитию пессимизма. Это очень опасное состояние, которое, тем не менее, можно преодолеть, если человек наделен волей и стимулом исправить свое положение. Многие авторы интересовались этой темой и описывали свои варианты последствий разлада в душе.
Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал противоречия в душе Татьяны, главной героини книги. В юности девушка влюбилась в соседа по имению — Евгения. Она сама призналась ему в чувствах, но получила вежливый отказ, ведь столичный повеса не хотел связывать себя брачными узами. Татьяна же полюбила Онегина навсегда, но смирилась с тем, что им не быть вместе. Со временем героиня вынуждена была уступить требованиям родственников и выйти замуж. Супруга она не любила, но очень уважала, так как он был нежен с ней. Прошли годы, и скромная деревенская девушка стала прекрасной светской дамой. В такой роли ее увидел Евгений. Он влюбился в Татьяну и уже не сомневался в том, что она — его судьба. Героиня получила несколько страстных писем, и в ее душе разгорелась борьба чувств и долга. Ей было очень тяжело отказать человеку, которого она любила всю жизнь. В то же время она не могла предать мужа и свои убеждения. В такой ситуации люди ведут себя непредсказуемо и совершают фатальные ошибки, но Татьяна нашла в себе силы преодолеть свою страсть и выбрать семью. Она сохранила верность супругу и своим нравственным принципам. Душевный разлад в данном случае привел к тому, что человек проявил силу воли и положил конец внутреннему конфликту. Татьяна страдала, но выстрадала избавление.
Если у героини Пушкина был стимул преодолевать себя и возвращаться к нормальной жизни, то у героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» не его не было, и он по-другому вышел из состояния внутренней конфронтации. Георгий Желтков много лет назад влюбился в женщину, принадлежащую к другому социальному слою и бесконечно далёкую от него. Вера происходила из старинного дворянского рода, и партию для нашли такого же уровня. Василий Шеин был предводителем дворянства и состоятельным человеком. Георгий же мог проявить свою любовь только в письмах, на которые Вера никогда не отвечала. Со временем он смирился с тем, что Вера никогда не будет с ним. Георгий довольствовался платонической любовью. Но однажды Желтков прислал ей гранатовый браслет на именины, чем сильно разозлил брата Веры. Он считал, что честь семьи задета, и побудил супруга сестры найти таинственного поклонника. Николай поставил Георгия перед необходимостью отказаться от преследований замужней женщины. Но Желтков понимал, что не может отказаться о своей любви, и честно признался в этом. После прощального разговора с Верой он убедился, что лишь досаждает ей. В его душе боролись друг с другом любовь и воля Веры. Он не мог не любить, не мог не писать, но в то же время именно этого ждала от него избранница. В этом внутреннем конфликте Георгий потерял смысл жизни и решил свою проблему отчаянным шагом — самоубийством. Последствия душевного разлада в этом примере трагические: человек не смог и не захотел дальше жить.
Таким образом, душевный разлад — это очень опасное состояние, которое может привести к апатии, отчаянию и потере смысла жизни. Но каждый из нас может исцелить себя, если решится на волевой поступок и возьмёт ответственность за окончательный выбор между враждующими сторонами. Человек способен на многое, и нужно лишь поработать над собой и выйти из черной полосы.