112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
(454 слова) Я думаю, что величие определяется не богатством, властью или славой, а добротой, правдой и простотой, потому что именно эти качества по-настоящему значимы. Все мы тянемся именно к таким высоконравственным людям, но в то же время быть простым, добрым и честным человеком очень сложно. Его величие состоит в том, что он борется с демоном, живущим в нем. Того же мнения придерживаются многие писатели.
Например, А.С. Пушкин в поэме «Полтава» обращает внимание читателя на то, что предателя Мазепу и совращенную им Марию никто не вспомнит после их кончины, а вот славные подвиги Петра Первого и его верных слуг вроде Кочубея история не позволяет стереть из памяти народа. Подлинным величием она наделяет лишь тех, кто проявил достоинство, честность, доброту и силу духа. Другие имена оказываются забытыми. И Мария, которая предала своих родителей и стала косвенной виновницей казни отца, и ее гетман, который изменил родине, другу и царю, либо стерлись со страниц истории, либо остались позорным пятном, на которое никто не смотрит без отвращения. Зато Петр, который смог защитить свою землю и признать ошибку, стал кумиром многих людей и является им до сих пор. Верные его соратники, пострадавшие от рук подлого гетмана, тоже заслужили достойные места рядом с императором. Они хоть и считали себя простыми орудиями в руках государя, но сделали свой нравственный выбор: не предали, а стояли до конца за того, кому присягнули. Значит, подлинное величие можно найти лишь там, где есть правда, доброта и простота.
Другие примеры описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Одним из них является самый полемичный вопрос его времени: «Велик ли император Наполеон на самом деле»? Автор настаивает, что нет, ведь этот человек вел народ на смерть не ради спасения страны, а ради своих амбиций. Он был самолюбивым, но ничтожным политиком-авантюристом из тех, кого возносит на пьедестал стихия неразборчивого бунта. Поэтому у Бонапарта на первом месте были его достижения, а не судьба Франции и армии. Это доказывается позорным бегством из «покоренной» России: император бросил своих людей, обрек их на мучительную смерть от голода и холода. Сам он спасся, как и многие приближенные люди, а те, чьими руками он загребал жар на поле боя, остались на съедение волкам в русских лесах. Почему же он, великий полководец, так поступил? А потому, что не было в нем ни доброты, ни правды, ни простоты. Он был напыщенным, чванливым и злым человеком, который любил лишь рисоваться перед окружением. В таком императоре нет величия, приписанного услужливыми историками, которые не оценивают поведение личности с нравственной точки зрения.
Таким образом, великим мы можем назвать только того, кто обладает тремя несомненными добродетелями — простотой, добротой и честностью. Иные люди могут добиться славы, богатства или получить по наследству красоту или титул, но разве мы можем назвать великими тех, кто подкупает наше расположение? Конечно же, нет, ведь высокую оценку нужно оправдать высокой нравственностью.