Итоговое сочинение: Беспамятный человек — неблагодарный или невежественный?

(465 слов) Людей, которые не помнят своей истории, в народе принято называть «Иванами, не помнящими родства». Эта фраза отражает наше отношение к беспамятному человеку: его ассоциируют с Иваном, который в русских сказках часто играет роль «дурачка», который к тому же еще и не помнит родства — то есть забыл самое главное, что у него есть. Значит, причину плохой памяти у сограждан мы находим в невежестве, а не в неблагодарности. Вместе со знанием к человеку приходит чувство признательности, так что оно первично. Это утверждение могут доказать примеры из книг.

Проблему исторической памяти затронул в своем произведении «Обелиск» Василь Быков. Ксендзов, молодой заведующий районо, на похоронах учителя ввязался в спор и показал полное незнание истории родного места. Он отказался почтить память учителя Мороза, который пожертвовал собой, пытаясь вызволить детей из своего класса из немецкого плена. Ребята устроили неумелую диверсию и попались, но за их поступок оккупанты ошибочно винили их преподавателя. Они предложили обменять его на мальчиков, и он, несмотря на запреты партизан, сдался. Детей, конечно, не отпустили, но Мороз смог отвлечь внимание охранника и дать сбежать одному из них — Павлу Миклашевичу. Спустя годы после войны Павел умер от болезни, но всегда помнил своего спасителя. Его подвиг помнил и участник войны, Тимофей Ткачук. А вот молодой заведующий районо не мог помнить этих событий. «Что он может сказать? Что он знает?» — говорил про него Ткачук, ветеран боевых действий. Все остальные люди за столом тоже перебивали Ксендзова и скептически относились к его познаниям, которые ограничивались партийными штампами и неживой, канцелярской демагогией. Причину его равнодушия к Морозу и неодобрения обелиска герои видели именно в невежестве. Если бы юноша знал о войне столько, сколько, например, Ткачук, он проникся бы благодарностью к учителю, как все остальные жители поселка, которые одобряли памятник.

Не менее интересный пример описал О. Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир». Герои романа даже не знали, что существует классическое искусство, не изучали историю, мировую культуру и другие важные дисциплины. Их образование ограничивалось прикладными навыками, которые не обременяли их ум «лишними» рассуждениями. Все в новом мире считалось напрасным, если приносило негативные эмоции, поэтому люди ограничивались набором физиологических и психоделических удовольствий, не обременяя себя рефлексией. Именно поэтому они не помнили ничего, что относилось к прошлому человеческой цивилизации. Однако Гельмгольц Уотсон смог ознакомиться с томиком Шекспира, который принес в их мир Джон. Когда герой прочитал выдающиеся произведения великого автора, он проникся уважением к гению. Строки оставили отпечаток в сердце, и он принял решение всерьез посвятить себя литературе, отбросив ограничения общества и выбрав изгнание. Значит, благодарность предкам — это следствие знания истории. Тот, кто не помнит прошлого, его просто не изучал, а потому не может разделить наших чувств к нему.

Таким образом, беспамятный человек — это невежественный обыватель, который не знает своих корней. Если бы он изучил историю, то непременно проникся бы благодарностью к предкам, ведь это вполне естественная реакция людей, обнаруживших жизненные примеры благородства, самоотверженности, доброты или таланта.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *