303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?

Времена меняются, но некоторые вещи остаются неизменными, несмотря на прожитые годы. Таковы, например, вечные нравственные понятия — добро и зло. Где бы путешественники будущего ни остановили свою машину времени, они везде найдут одни и те же вопросы, волнующие каждое поколение людей. Проверить это легко: проанализируем примеры из произведений девятнадцатого и двадцатого века.

Тема добра и зла интересовала всех великих писателей, и каждый подходил к её решению по-своему. Например, своего самого идеального и добродетельного персонажа в романе «Идиот» Достоевский ввергает в беспамятное, неразумное состояние. Что хотел сказать этим великий мастер? Неужели добро не может существовать в этом мире? Возможно, что именно «идеальность» образа князя заставила Достоевского так закончить роман. Однако есть в книге один человек, по отношению к которому Мышкин не так добр, – это он сам. Он любит Аглаю, но выбирает Настасью Филипповну. То есть выбирает не себя, а другого. Может быть, Достоевский хотел показать нам неоднозначность и нежизнеспособность такого поступка. Князь совершил добро, но не спас ни её, ни себя. Читатель ломает голову над поступком героя, но не успевает разрешить противоречие, как вдруг обнаруживает, что персонаж вернулся в болезненный бред и покинул полный порока мир. Значит, абсолютное добро, лишенное тени зла, чуждо человечеству, поэтому не способно на жизнь. Вероятно, именно для этого Достоевский оставляет нас в столь неоднозначном положении: думая и мучаясь от неразрешимой загадки, мы сами становимся чище.

Видимо, ту же цель преследовал М.А. Булгаков. В романе «Мастер и Маргарита» он тоже изобразил идеального героя, который называл добрыми даже тех, кто мучил его. Иешуа был продан за тридцать монет, но и это обстоятельство не разозлило и не обидело его. Своему несправедливому и надменному судье он даже сочувствует и помогает, сняв головную боль. В разговоре с ним Иешуа замечает, что на свете нет злых людей, но есть несчастные. Именно несчастьем он объясняет жестокость, поэтому никого не считает злым. Читателю может показаться неправдоподобной такая искренняя и безответная любовь к человечеству. Она может быть свойственна Богу, но не человеку. Поэтому Иешуа тоже становится жертвой людей, как и князь Мышкин. Столь идеальный герой не может жить долго ни на страницах произведения, ни в реальности. Пилат приговаривает проповедника к казни и уже не может его спасти, когда раскаивается в содеянном. Первосвященник считает грабителя менее опасным, чем философа, поэтому милует разбойника. Прокуратор отомстил за предательство Иешуа и сам поплатился за ошибку вечной жизнью и вечным сожалением. Так, писатель двадцатого века считал абсолютное добро нежизнеспособным, как и автор века девятнадцатого. Судьба обоих праведников вела к жертве.

Таким образом, вечные темы добра и зла не меняются со временем, как и сущность этих понятий. Прошлое, настоящее и будущее всегда будут объединены одним общим правилом — хорошее будут уважать и воспевать, а плохое — осуждать и высмеивать. Мораль остается нашей опорой во все времена.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *