Интерьер в литературе: что это такое?

Многомудрый Литрекон знает, что литературоведческие термины понятны и знакомы далеко не всем. А ведь для сдачи экзамена необходимо изучить их и применять, иначе много баллов не получить. В этой небольшой статье мы с Вами разберем, что такое интерьер в литературе? Приятного просвещения!

Определение

Интерьером в литературе называют обстановку в помещении, где обитает герой. Расстановка предметов, закономерность и особенность их размещения, описание декора — все это характеризует персонажа и его внутренний мир. Авторы в литературных произведениях используют интерьер для социальной характеристики героев (богат или беден), а также для раскрытия их психологических качеств.

Описание интерьера в художественной литературе очень важно: оно создает впечатление о том, как живет герой, и позволяет проникнуться к нему участием, симпатией или антипатией.

Функции

Функции интерьера бывают трёх видов: декоративная, хронологическая и характерологическая. Каждая из них, отвечает на разные вопросы.

  • Декоративная функция в истории развития литературы появилась первой и отражала лишь красоту обстановки произведения. Читателю было приятно представить роскошные покои Соломона или изысканные гобелены в императорском дворце. Надо понимать, что в прежние времена грамотой владели преимущественно богатые люди, поэтому писатели подстраивались под их вкусы.
  • Хронологическая функция указывает на то, когда происходит действие. Благодаря описанию внутреннего бала мы, например, можем сразу понять, в какую эпоху разворачиваются события. Эта функция интерьера очень важна для исторических романов и повестей.
  • С приходом романтизма и реализма декоративная функция уступает характерологической. Автор старается описать внутренний мир и личность героя через предметы интерьера. На смену дворцам и княжеским палатам приходят бедные трущобные районы, где люди опускаются и продают себя из-за одной лишь давящей атмосферы безысходности.

Роль интерьера в литературе сводится к тому, чтобы подчеркнуть характер и происхождение героя, а также погрузить читателя в атмосферу его жизни. Благодаря описаниям внутреннего убранства мы можем поставить себя на место героя и лучше его понять.

Примеры

Примером послужит роман Гончарова «Обломов«, в описании комнаты Ильи Ильича преобладают тусклые тона. Мы видим много пыли на предметах, паутину, потрескавшуюся мебель, неубранную посуду и старые вещи — все говорит о запустении и отчетливо передает внутреннее состояние героя. Комната не проветривается и почти не убирается.

«…как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму…»

Гость подмечает: «Я иногда даже вижу клопа на стене!». У хозяина помещения уже завелись блохи. Обстановка вокруг героя порождает тлен и уныние, интерьер погрузился в глубокий сон вместе с Обломовым.

«…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…»

В качестве другого примера подойдет роман Достоевского «Преступление и наказание» — комната Родиона Раскольникова. Отслаивающиеся грязные обои, крохотное пространство, низкий потолок. Настоящий «гроб».

«…ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…»

Все это характеризует внутренние настроение героя, создает давление и напряжение, отражает не характер, а именно состояние души в данный момент. Под тяжестью такой обстановки в голову закрадываются и соответствующие мысли — негативные, порочные. Интерьер в данном случае не только описывает внутреннее состояние героя, он ещё и активно влияет на его психологическое состояние — давит и удручает.

«…с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»

Другим очень показательным примером послужит поэма «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя. В ней автор удачно раскрывает характер помещиков через интерьер их жилищ. У Манилова все обставлено так, что точно чего-то не хватает, или попросту лишнее — его убранство выражает неопределенность и неопрятность. Коробочка же обложила весь свой дом хламом и пустыми мелочными предметами. Автор показывает скаредность, суетность и неуместную тягу к собиранию ненужных вещей. А весь интерьер дома Собакевича был похож на него самого — стулья, кресла, стол, все по описанию было массивным и грубым. Гоголь передает через интерьер характер Собакевича — уверенный, грубый, неуступчивый. Сама мебель говорит о его сложном нраве: подстраиваться под кого-то он не намерен.

С развитием литературы функции интерьера усложняются и начинают отражать все более глубокие мотивы и характер персонажей, уровень отображения сводится к уровню ценности и влияния хронотопа — взаимосвязи пространственных и временных отношений, такая функция называется хронотопической. Она более глубоко описывает и передает персонажа через интерьер, связывая вдобавок и обстановку, и эпоху произведения (например, дом Мары в романе В. Пелевина «iPhuck 10»).

Интерьер в литературе — неотъемлемая часть раскрытия персонажа. Можно обойтись и без этого приема, но все же куда интереснее наблюдать за обстановкой помещений прошлых лет и узнавать о литературном герое больше не только через его описание, но и через предметы, которыми он себя окружил.

Автор: Артем Иволга

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *