Краткое содержание романа «Анна Каренина» по главам: Часть 8 (Л. Н. Толстой)

Это заключительная часть романа «Анна Каренина». В ней автор проводит итоги своего повествования, завершая судьбы героев и доводя основные события до логического завершения. Чтобы и Вы могли насладиться этим финалом, Многомудрый Литрекон сделал краткий пересказ книги по главам. Несмотря на то, что сюжет воспроизведен в сокращении, он подробно остановился на мыслях и чувствах героев, обогатив текст цитатами Толстого.

Глава I

Прошло 2 месяца после гибели Анны.

Кознышев наконец выпустил свою книгу, однако она не нашла отклик в сердцах читателей. Весь его труд был напрасен, так как не было даже нормальных рецензий на нее. Одни лишь фельетонисты упражнялись в остроумии и смогли доказать, что его работа была невежественным пустяком.

Не унывая, он начал заниматься модным вопросом о сербской войне. Теперь общество внимало ему с удовольствием, так как было принято обсуждать это.

Кознышев и Катавасов едут к Левину, чтобы набраться народного деревенского духа в селе.

Глава II

Катавасов и Кознышев на вокзале, там также находится Стива. Среди уезжающих – добровольные солдаты в Сербию, в том числе и Вронский. Общество признало, что после гибели Анны Вронский постарел на несколько лет.

Постаревшее и выражавшее страдание лицо его казалось окаменелым.

Все говорили, что это единственно правильный поступок в его положении.

Глава III

После отправления поезда Катавасов решил познакомиться с добровольцами. В глазах народа они благородны, ими восхищаются и дарят им цветы. Однако на деле автор показывает, что это праздные и изнеженные гуляки, которым нечего делать на родине. Кто-то промотал уже все деньги, кто-то хотел славы, имея богатство, а кто-то просто пил и приобрел такую славу, что его уже никуда больше не брали.

Но разочарование никто высказать не смел, ведь идти добровольцем было модно.

Глава IV

Кознышев встретил мать Вронского. Из её рассказа понятно, что гибель Анны стала для Вронского тяжёлым испытанием. Он 6 недель ни с кем не говорил и почти не ел, а родственники следили, чтобы он не покончил с собой. Мать винит во всем Анну: она отняла у нее сына. Даже смерть не примирила графиню. Она говорит, что подлая женщина так и должна была кончить.

Вронский узнал в тот же день. Он поскакал туда и видел все. После у него началась какое-то бешенство. По мнению матери, Анна погубила двух прекрасных мужчин, лишь самоутвердиться. Ее муж был на похоронах. Алексей по собственной воле отдал ему маленькую Анну Каренину. Позже признал этой своей ошибкой и желал вернуть свою дочь, но дал слово.

Глава V

После услышанного Кознышев беседует с Вронским. Алексей признается, что жизнь для него ничего не значит. Он назвал себя «развалиной». Взгляд Вронского приковывают колеса поезда. Сердце его разрывается от воспоминаний об Анне. Теперь он раскаялся, как она и хотела.

Ничто не заботит его, и война – лишь средство достойно прекратить постылую жизнь.

Глава VI

Кознышев и Катавасов, наконец, добираются до Левина. Их приветствует Кити. Она теперь была весела и шутлива, быстро бегала по дому, наслаждаясь свободой движения.

Она кормит ребенка и думает, что он уже все знает и все понимает, для нее он был сложившимся человеком.

Глава VII

Кити предается размышлениям о вере Левина. Он признавался, что не верит в существование Бога. Ее это тревожит. Но потом она осознает, что ее муж – истинный христианин, в отличие от большинства верующих напоказ людей.

Он помогал всем, даже ее родственникам. Недавно Стива упросил Долли продать часть своего имения, чтобы погасить его долги. Она хотела развестись, но кончила тем, что решила продать. Левин предложил Кити отдать ей часть своего приданного, то есть отдавал то, что принадлежало ему.

Глава VIII

Сам Левин постоянно изучает вопрос религии и веры и никак не может прийти к однозначному осознанию своего мировоззрения. Его мучал страх, что он не знает, откуда берется и куда уходит человек. Он не мог верить, как верила Кити, но в то же время почти все, кого он уважал, именно так и верили. А другие люди не давали ответов, в то же время отрицая те, что давала религия.

Но больше всего его смущал факт, что в период родов Кити он искренне верил и молился. Боясь осквернить те минуты, он не мог признать, что заблуждался, но веры сейчас он не чувствовал. Поэтому в душе его был разлад.

Глава IX

Вопросы веры породили в Левине размышления о смысле жизни в целом. Он пытался найти ответы в книгах, но запутался еще больше. Все они казались легкой одеждой, которая красива, но не греет. Он нашел утешение в церкви, которую так боготворил Хомяков, но потом и в ней разочаровался, узнав историю этого социального института.

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить.

Придя к этому выводу, Левин чуть было не покончил с собой, даже прятал шнурок, чтобы не повеситься.

Глава Х

Когда Левин вернулся в деревню, он всецело отдал себя хозяйству. Когда он задавался вопросами, он знал, зачем живет, и гораздо лучше, чем прежде. Прежде он пытался делать великое дело для всех, помочь деревне, стране, губернии. Но теперь он понял, что жить и делать надо для семьи, что именно она нуждается в нем. Поэтому теперь его дело росло и крепло, в отличие от тех дней, когда он тщетно бился с землей, получая лишь убыток.

Несмотря на отсутствие ответа в поиске смысла жизни, Левин не перестает вести привычный образ жизни. Он твердо протаптывал свою индивидуальную дорогу, не оставляя своей колеи. Важнее всего была семья, и ради нее он делал свою работу.

Глава XI

Приезд гостей не влияет на состояние неопределённости веры Левина. Он механически делает то, что должен, но не знает, зачем все это, если он, как и все, все равно окажется в могиле.

В случайном разговоре с крестьянином он натыкается на способ жизни для души. Он считает, что это максимально подходит к нему.

Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Глава ХII

Левин нашёл ответ на такой мучительный для него вопрос. Его философия и вера – это жить для души, по правде. Это нельзя понять разумом, это все люди чувствуют сердцем. Не надо жить только «для брюха», нужно стремиться к справедливости и добру вне причин и следствий. Просто быть добрым и все.

После этого осознания он сбрасывает огромный груз с души. Он объяснил себе жизнь, и теперь она не казалась ему насмешкой. Не мысль должна была ответить на его вопрос, а сама жизнь. Не разум научил его любить людей, это неразумно. Это изначально было в нем, как чувство, которому он слепо подчинялся.

Глава XIII

Левин все еще продолжает заполнять пробелы в своем понимании мира и веры. Видя шалости детей Долли, он понимает, что взрослые также забавляются, но умом, ища что-то новое, думая, что то, что уже есть, скучно и будет всегда. А ведь мира бы и не было вовсе, если бы все люди изначально не имели тех нравственных основ, на которых строится все вокруг. Но философы упорно играют с тем, что уже известно, чтобы позабавиться. Он же тоже неверием и поисками хотел разрушить то, чем живет.

Теперь он считает, что обрел свою веру, на которую ничто не сможет повлиять. Он поверил не в церковь, а в добро как единственное назначение человека. Это и есть Бог. Это и есть правда, по которой надо жить.

Глава XIV

Левин узнал, что Кознышев и Катавасов уже у него в имении. Он их встречает и проводит показать пчельник. Сам для себя он осознает, что после установления своей веры, он стал по-другому воспринимать людей и мир. Да, проблемы в общении не разрешились сами собой, как он того ожидал, но духовная сила была при нем.

Глава XV

Левину сообщили о решении Вронского ехать на войну в Сербию. Темой обсуждения становится война. Старый князь высказывается против того, чтобы людей посылали на бойню просто потому, что кто-то счел это христианским долгом. Их стране ничего не угрожает, значит, незачем ехать. Левин его поддерживает, Кознышев спорит, как и его приятель. Они говорят, что славяне должны помогать славянам, как мужчина женщине, попавшей в беду. Левин говорит, что помощь женщине – непосредственное чувство, а к угнетению славян такого чувства быть не может.

Кознышев говорит, что народ выразил солидарность, на что князь возражает, что без церковной пропаганды люди и знать ничего не знают о сербах. Они дают деньги в церковную кружку, толком не зная, зачем. Ответ крестьянина лишь подтвердил это.

Глава XVI

Мужчины узнают, что Стива наконец получил место на службе, которое поможет его семье поправить материальное положение. Разговоры о войне продолжаются. Сергей доказывает, что сам народ захотел воевать. Левин не верит этому, так как видит, что пожар раздувают газеты и кучка добровольцев, которые пресытились жизнью и поехать геройствовать. Сами же люди не имели мнения на этот счет, и за них говорила кровожадная интеллигенция вроде Кознышева, которая фабриковала, а не выражала общественное мнение.

Глава XVII

Началась гроза. Левин обеспокоен отсутствием Кити и сына. Он незамедлительно бежит к месту, где они могут быть и видит поваленное дерево. Страх за семью берет над ним верх. Позже он видит, что Кити и сын в безопасности в другой части леса.

Пока он бежал, то молился, чтобы с ними ничего не случилось.

Глава XVIII

После дождя состоялось чаепитие. Кити и Левин пошли мыть сына, Левин признался, что сегодня почувствовал любовь к сыну. Он продолжает удивляться своим ощутимым переменам в восприятии мира.

Глава XIX

Левин после выхода из детской стоит под звездным небом и продолжает размышлять о своих переменах. Он принял себя таким, какой он есть. А вера в Бога наконец наделила его жизнь смыслом.

Автор: Карина Великая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *