Анализ стихотворения «Я думала, что ты мой враг» (Б. Ахмадулина)

Поэзия Беллы Ахмадулиной обладает кристальной прозрачностью и всегда очень тонко передаёт драматизм любовного чувства, что делает её лирику близкой и понятной для каждого человека. Стихотворение «Я думала, что ты мой враг…» — яркий образец отражения личных переживаний поэтессы. Многомудрый Литрекон предлагает его детальный анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Я думала, что ты мне враг…» автобиографично и основано на личной любовной драме Ахмадулиной. Оно посвящено её бывшему мужу — Евгению Евтушенко — и было написано незадолго до разрыва их отношений.

История их недолгой любви началась в 1955 году, когда Евтушенко было двадцать три года, а Ахмадулиной всего лишь восемнадцать лет. Мужчина прочёл стихотворение юной Беллы в журнале «Октябрь» и был поражён, когда узнал о том, что эти гениальные строки и неожиданные рифмы созданы десятиклассницей. Вживую он впервые увидел девушку, придя в литобъединение, в котором она в то время занималась. Евтушенко был совершенно заворожен изяществом Беллы и искал с ней встреч и дальше. Позже они пересеклись на литературном кружке, на котором Белла во время спора о революции удивила его своим наивным, но пылким восклицанием: «Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь». С того заседания Ахмадулина и Евтушенко ушли, держась за руку, и гуляли вместе всю ночь.

Поначалу влюбленные были счастливы. Мужчина посвящал девушке стихотворения и считал её своей музой, которой он никогда не уставал любоваться. В 1957 году они поженились и поселились в небольшой комнате на Первомайской.

Их разлад начался, когда они узнали, что ждут ребёнка. Евтушенко не был готов к тому, чтобы стать отцом, и Ахмадулина была вынуждена сделать аборт. Это событие стало трещиной на их отношениях. Белла не смогла простить Евтушенко случившегося, и её чувства начали угасать. «Предательство» мужа слишком сильно повлияло на женщину, она стала совершенно другим человеком — сменила причёску и начала много выпивать и курить. Отношения всё ещё официально сохранялись, но в них уже не было прежнего тепла и любви. Именно в этот непростой период своей жизни Белла Ахмадулина и написала стихотворение «Я думала, что ты мой враг… «, оно предвещало скорую разлуку с мужем.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к любовной лирике, Ахмадулина описывает в нем историю своей несчастной, прошедшей любви.

Жанр стихотворения: любовное послание. Оно написано в форме стихотворного письма. Лирическая героиня Ахмадулиной обращается к реальному человеку — к лирическому герою, за образом которого стоит Евтушенко, и упоминает действительно существующие места Москвы, по которым они когда-то гуляли: «На площади Манежная…», «…там, в Александровском саду».

Стихотворение написано ямбом, в нем используется преимущественно перекрёстная рифмовка (ABAB), кроме двух строк «Кружилось надо мной вранье, похожее на воронье…», где рифмовка парная (ААВВ).

Композиция

  1. Стихотворение начинается с обращения лирической героини к своему бывшему возлюбленному, она говорит о том, что с самого начала знала о том, что близкий человек причинит ей боль и станет её «бедой тяжёлой». Героиня обвиняет его во лжи и игре, которую называет «дешёвой», то есть очень прозрачной, однако, на тот момент девушка была слишком молодой и наивной, чтобы распознать её.
  2. Далее она погружается в воспоминания о тех местах Москвы, по которым гуляла со своим мужчиной. Тут проглядываются реальные моменты из прошлого Ахмадулиной и Евтушенко — влюбленные исходили всю столицу во время их романтических свиданий. Поэтесса вспоминает заснеженную Манежную площадь, на которой возлюбленный, бросая монету в снег, пытался узнать всё о её чувствах. Потом она переносится мыслями в Александровский сад, где любимый человек пытался её согреть и много лгал, ошибочно думая, что она поступит с ним точно так же: «… и руки грел, а всё обманывал, всё думал, что и я солгу…»
  3. Кульминацией стихотворения становятся строки «кружилось надо мной вранье, похожее на воронье…». В нем ложь близкого человека достигает своего апогея и окружает лирическую героиню, словно стая воронов.
  4. В последних двух четверостишиях происходит прощание двух героев. В реальной жизни Ахмадулина достаточно тихо разошлась со своим мужем, не было никаких слез и скандалов. В стихотворении прощание тоже происходит спокойно и безэмоционально, что подчеркивается в строках «в глазах ни сине, ни черно…».
  5. Лирическая героиня знает, что они оба прекрасно проживут друг без друга, поэтому все попытки спасти отношения теперь нелепы и бессмысленны: «Но как же всё напрасно,но как же всё нелепо!»
  6. Последние две строчки подводят некий итог несчастливых отношений. Пути героев навсегда расходятся и больше никогда не пересекаются:

«Тебе идти направо.
Мне идти налево.»

Образы и символы

Образ лирической героини стихотворения — это во многом отражение личности Ахмадулиной в тот период жизни, когда она написала это произведение. Она разочарована в своей любви и в том, что верила в «игру» своего мужчины, не подозревая о том, что он ей лгал. Теперь она более опытная и холодная, хоть на её сердце всё ещё много не заживших после предательства ран. Перспектива окончательного расставания не пугает её, ведь так будет лучше для обоих. Из наивной девушки, которой она была в прошлом, героиня преображается во взрослую женщину, которая не боится попрощаться с человеком и пойти дальше своей дорогой.

Образ зимней Москвы тоже занимает важное место в произведении. Поэтесса вспоминает о своих прогулках с любимым по заснеженной столице. На московских улицах крепнет их любовь, но там же крепнет и ложь, которая уже тогда предвещала разрушение отношений. Образ Москвы, окрашенной по эмоциональной составляющей лирической героини в серые зимние цвета, подчёркивает меланхоличное настроение произведения.

Ложь близкого человека поэтесса сравнивает со стаей воронья. Вороны — это птицы-стервятники, питающиеся падалью. В мировой культуре эта птица является символом несчастий и бедствий. Используя этот образ, Ахмадулина даёт понять читателю, что вранье возлюбленного уже тогда предвещало ей много проблем и «съедало» её подобно птицам, клюющим падаль.

Символика цвета — неотъемлемая часть произведения. В стихотворении большую роль играют строки «в глазах ни сине, ни черно». Синие и чёрные цвета символичны и противопоставляются друг другу по их значению. Синий цвет, олицетворяющий печаль, контрастирует с чёрным, который связан со злыми, негативными эмоциями. Во время последнего прощания герои не испытывают ни того, ни другого — их расставание безэмоционально и бесцветно. Так Ахмадулина в очередной раз подчёркивает безнадежность этих отношений, в которых под конец не осталось абсолютно никаких чувств и эмоций.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Я думала, что ты мой враг» — расставание. Оба героя охладели друг к другу, их прощание не вызывает ни у одного сильных чувств, а в прошлом слишком много лжи и предательства для того, чтобы попытаться всё вернуть.

В произведении поднимается проблема лжи и недоверия в отношениях. Именно враньё возлюбленного поэтессы постепенно разрушало их любовь. Он не доверял ей, думая, что и она ему когда-нибудь соврёт, поэтому позволял себе «играть».

Стихотворение пронизано мрачным настроением, которое соотносится с чувствами лирической героини, переживающей разрыв.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я думала, что ты мой враг» заключается в том, что порой в отношениях приходит пора расставания. Тёплые воспоминания о прошлом не смогут компенсировать того обмана и недоверия, которое не один год разрушали любовь между двумя людьми. Когда приходит момент, нужно уметь отпускать человека и идти своей дорогой.

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Я думала, что ты мой враг» эмоционально усиливают обвинения лирической героини, которые она предъявляет своему любимому человеку: «беда тяжёлая», «игра дешёвая»

Приём сравнения придаёт определённый символизм лжи, она уже не безобидна, а огромна и черна, подобно вороньей стае: «враньё, похожее на вороньё».

Автор: Дарья Гевший

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *