Анализ произведения «Валерик» (М. Ю. Лермонтов)

Мы привыкли слышать выражение: «В любви как на войне». Эта цитата актуальна и во многом применима для стихотворения «Валерик» М. Ю. Лермонтова, которое разберет вместе с вами Многомудрый Литрекон.

История создания

Черновая рукопись была доставлена родственником М.Ю. Лермонтова, А. Столыпиным в Москву, когда автор уже скончался. Копия текста была передана князем И. Голицыным русскому публицисту Ю.Ф. Самарину. В связи с этим есть две версии времени создания стихотворения:

  • июль 1840 года – создание стихотворения сразу после битвы при реке Валерик;
  • 1841 год – во время пребывания поэта в городе Пятигорске (по мнению, исследовательницы Э.Г. Герштейн). Ниже мы подробнее разберем особенности данного произведения.

Стихотворение посвящено одноименной битве при реке Валерик. Лермонтов сам принимал участие в данном сражении, и поэтому ему легко дается описание происходящих военных событий. Мы словно оказываемся вместе с поэтом на Кавказе, видим, как воины сражаются, молятся, отдыхают. Показано уважительное отношение автора к мирным татарам, к их религии. На войне хороши все средства, но и о человечности не стоит забывать.

Стихотворение начинается с обращения поэта к своей возлюбленной, Варваре Лопухиной, которую лирический герой никак не может забыть. Таким образом, произведение сочетает в себе, казалось бы, не сочетаемое – любовное письмо и четкое изложение военных действий.

Жанр, направление, размер

С одной стороны, в произведении проскальзывают ноты романтизма, такие как невозможность одинокого и несчастного героя быть рядом с любимой (а в романтизме 1820-х-1830-х годов присутствует мотив неразделенной любви). Но, с другой стороны, герой вынужден сражаться на поле боя (который описывается довольно реалистично) и стремится зарекомендовать себя с лучшей стороны (что, к сожалению, в реальной жизни не имело успеха — М.Ю. Лермонтов был незаслуженно вычеркнут из списка тех, кто был представлен к награде). Его описания битвы наполнены яркими красками, что свидетельствует о том, насколько остро герой переживает происходящее:

Мы живо представляем себе рубящихся с врагами казаков, отмечаем их героизм в бою и стойкость, несмотря на полученные в ходе сражения ранения – всё это позволяет отнести данное произведение к реализму.

Лирический герой не видит смысла в столь жестоким сражении, его душа стремится к покою, к такому обществу, где каждый человек друг другу брат, где все уважительно относятся друг к другу и не боятся попасть под пулю по причине другого вероисповедания или национальности.

Написанное в духе любовно-военной лирики, данное произведение является посланием. Отчасти это – исповедь лирического героя, отчасти – признание возлюбленной и самому себе в оставшихся в душе живых чувствах, которые не смогли погубить ни ссылка, ни война, ни расстояние. Направление данного произведения – реализм. Размер – четырёхстопный и двустопный ямб.

Композиция

В данном стихотворении необычная, трехчастная композиция. Первая и последние части текста обрамляют основную часть произведения, представляющую собой описание битвы.

Подобное построение неслучайно — через описание военных действий поэт раскрывает перед читателем и возлюбленной свои чувства, говорит о том, как в жизни все бывает хитроумно переплетено. Наказание неразделенной любви перекликается с наказанием ссылки на Кавказ, где поэт томим тоской по уходящим товарищам, где война предстает перед ним как истинное зло.

Образы и символы

Произведение показывает нам образы смелых воинов-казаков и противостоящие им войска горцев. В качестве отдельного образа можно выделить девушку, читающую это письмо, а также поэта-рассказчика, который искренне надеется, что его возлюбленная никогда не узнает ужасов войны и не столкнется с ними.

Мирные картины, которые символизируют белые палатки, общие лошадки и слабый дым от фитилей перемежаются с описанием беспощадной и кровопролитной битвы, которая притупляет чувства жалости к погибшим товарищам, настраивает только на выживание. Мелькают шапки врагов, их зеленые шатры, маяки… Но зачем тогда вообще воевать, если в результате люди превращаются в бесчувственных истуканов? И река, и небо дышат огнем, сама природа противится кровопролитию. Погибает капитан русского войска, генерал же как ни в чем не бывало продолжает принимать донесения. Возникает ощущение, что абсолютно всем уже все равно, к чему приведет эта битва, но между тем это не так — недаром горюют «усачи седые» об ушедших товарищах. Само место Валерик означает «речка смерти», а, значит, оно предопределило и подтвердило потери с обеих сторон.

Темы

В стихотворении «Валерик» поднимаются вечные темы любви, войны и выживания в полевых условиях, сострадания и истинных ценностей в жизни человека. Читатель невольно задумывается: зачем люди воюют, если это приносит столько горя, если после битвы даже реки становятся кровавыми? Об этом вопрошает и лирический герой, это основная тема его размышлений:

Жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно,/Под небом места много всем,/Но беспрестанно и напрасно/ Один враждует он – зачем?

Герой своим посланием пытается показать возлюбленной, что ему пришлось пережить. Вероятно, он хочет вызвать сочувствие со стороны девушки. В своей жизни Лермонтову не удалось добиться разрешения на брак с В. Лопухиной, но он продолжает сражаться — как на войне, так и в этом письме, которым герой демонстрирует готовность всеми средствами добиться красавицы (даже несмотря на якобы «случайность» данного письма-послания).

Проблемы

В произведении поднимаются такие общечеловеческие проблемы, как отношение человека к войне, недостижимое взаимопонимание народов, отвага и фатализм в битве, взаимовыручка на поле боя. Воины предстают перед нами как звери, как разъяренные пчелы, готовые ужалить друг друга, но есть ли в этом смысл? Его отсутствие и есть основная проблема, затронутая автором.

«Тревоги дикие войны» должны волновать лишь солдат, стоящих на страже нашей родины, и их задача состоит в том, чтобы сделать все возможное, чтобы мирные люди не столкнулись с ужасами смерти, тем более женщины, так как «иных тревог довольно есть».

Смысл

С одной стороны, основная мысль стихотворения — сопоставление на контрасте пылкого отношения к возлюбленной и жара битвы; с другой стороны, это письмо-предостережение, поэт считает, что войны быть не должно, не дай Бог кому бы то ни было увидеть смерть вблизи, считает поэт.

Поэт этим произведением отчитывается перед любимой и самим собой в совершенных их поступках. Быть может, ему стоило быть по-настойчивее, чтобы добиться руки Варвары, быть смелым, как при сражении у Валерик, и тогда его бы ожидало счастье. Это главная идея его размышлений. К сожалению, через это произведение, а также биографию поэта, мы осознаем, что далеко не всегда жизнь бывает с нами справедлива. Впрочем, ее такой сделали сами люди.

Средства художественной выразительности

Среди тропов можно выделить:

  • эпитеты: «кровь текла струею дымной по каменьям», «темный и лукавый взор», «сверкал главой остроконечной», «ждать любви заочной»;
  • метафоры: «речка смерти», «в струях потока».

Среди фигур поэтического синтаксиса можно выделить:

  • градацию («Как звери, молча, с грудью грудь»);
  • риторические вопросы («Жалкий человек…один враждует он – зачем?», «В самозабвенье/Не лучше ль кончить жизни путь?/И беспробудным сном заснуть/С мечтой о близком пробужденье?»).

Все художественные средства в данном произведении создают особый колорит, а описание природы словно переносит читателя на Кавказ.

Мы видим диалоги простых солдат, сослуживцев, их быструю реакцию на происходящее. Полковая музыка, грохот барабанов, боевые крики воинов показывают нам сплоченность русских войск, их нацеленность на победу, на низвержение врага.

Стихотворение «Валерик» является очень ярким, живым и восторженным произведением, воспевающим искреннюю любовь, честь и отвагу в бою. Мы понимаем, что герою не страшно было погибнуть в этом сражении, но воспоминание героя о некогда горячо любимой им женщине спасло его. И хотя поэт и пишет: «Душою мы друг другу чужды», — все–таки не зря он посвятил героине такое длинное и откровенное послание. Полагаю, столь подробное описание битвы на самом деле послужило лишь маской, прикрытием для настоящих, так и не погибших окончательно чувств в душе автора.

Автор: Маргарита Гуськова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *