Анализ стихотворения «Гамлет» (Б. Л. Пастернак)

Бориса Пастернака можно назвать самым искренним и «счастливым» поэтом. Его стихи отражают внутреннюю чистоту, радость и силу поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал ещё одно произведение этого гениального автора, стихотворение «Гамлет». Анализ по плану поможет Вам разобраться в прочитанном и оценить мастерство поэта.

История создания

Роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович начал писать зимой 1945 года, а в 1946 году было написано стихотворение «Гамлет», открывающее семнадцатую главу произведения «Стихотворения Доктора Живаго», в которой содержится 25 стихотворений.

Созданные человеком искусства произведения – это его истинное лицо, его суть, отражение его Души. Знакомясь с произведениями поэтов, мы знакомимся ближе с самими авторами. 

«Доктор Живаго» — уникальное произведение, которое «раскрывает» читателю автора как удивительного человека, стремящегося «дойти до самой сути» самому и очень точно, без каких-либо многообразных вариантов, объяснить, донести суть до читателя. Именно поэтому он «раскрывает» нам Юрия Живаго через его стихи, чтобы мы лучше поняли самого героя, а через героя самого Пастернака.

В 1956 году роман был окончен и отредактирован Борисом Леонидовичем. Но напечатан он был только в 1957 году в Италии, а затем, в 1958 году, во многих европейских странах. Российский читатель увидел роман лишь в 1988 году, спустя 33 года после смерти автора.

«В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»(У. Шекспир)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Гамлет» является образцом философской лирики Бориса Пастернака. Автор обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит, что весь мир – театр, а люди — все актёры. Даная метафора сама по себе очень интересна и несет глубокий философский смысл, но смысл многообразный, не умещающийся в одно узкое объяснение.

Борис Леонидович не стал разъяснять и пояснять свое отношение к данному высказыванию, а взял его за основу своего произведения, чем согласился, от части, с данным утверждением.

Стихотворение «Гамлет» имеет модернистскую направленность. Одной из особенностей произведений данного направления является то, что нет плавного «входа» в стихотворение, поэт читателя окунает сразу в «воды» происходящего, а куда плыть, в какую сторону, каждый решает сам, то есть интерпретация произведений очень разнится у каждого из читателей. В этом и вся сложность «общения» с модернистскими произведениями, именно поэтому кто-то не приемлет такие стихи, прозу, а кто-то с упоением «поглощает». 

Размер стихотворения «Гамлет» – пятистопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Гамлет» состоит из 4 строф. Композиция последовательная. 

  1. 1-я строфа начинается с метафоры. Автор сразу сообщает читателю об ощущениях, восприятии мира, жизни лирическим героем: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку…»
  2. 2-я строфа – это опасения лирического героя, его предчувствия, его вера, которая поддерживает его, помогает идти дальше, сквозь «сумрак ночи».
  3. 3-ю строфу можно назвать беседой, искренним признанием. «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь.» Эти строки говорят о смирении, о силе духа лирического героя, а также о естественном, осознанном страхе, о желании избежать того, что его пугает.
  4. 4-я строфа подытоживает всё вышесказанное, сообщает о том, к чему пришел лирический герой в своих рассуждениях. «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.». Он смирился с тем, что его тревожило в предыдущем четверостишии, он будто вспомнил, что жизнь – это непросто, что в жизни может всякое случится, что нужно быть стойким, не впадать в уныние, быть терпеливым и обязательно сильным.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Гамлет» является Юрий Живаго, которому присуждено авторство данного произведения. Из романа нам известно, что этот человек по своей природе очень душевный, «чистый», немного неприкаянный и чуткий. Все эти черты героя прослеживаются и в стихотворении «Гамлет».

Основной образ произведения – театр, который является метафоричным представлением жизни. Вообще всё произведение построено на интересных образах, которые в сумме объясняют главный образ.

«…Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.» 

Эти строки рисуют в воображении человека, который от безысходности, от усталости припал к дверному косяку, дабы не упасть. 

Дверь – это граница, пройдя через которую можно оказаться в другом месте. Применив символическое значение к данному стихотворению, можно сказать, что лирический герой стихотворения «Гамлет» находится на распутье, в сомнениях. Подойдя к двери, к «новому миру», он думает, стоит ли идти туда, что его ждет там, так ли безопасно там, в будущем.

«На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.»

Начальные строки третьей строфы рисуют образ неизведанного, туманного, непроглядного. Лирический герой ничего не видит вокруг, только ночь, темноту, но его видит «тысяча биноклей», он как на ладони. Это и есть ощущение сцены, некой незащищенности. 

«Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.»

Чаша – символ духовного знания, символ искупления грехов. Лирический герой просит Бога Отца избавить его от данного опыта, от того, чего он боится, хотя это может, принесет пользу герою.

Следующая строфа повествует о готовности лирического героя к любым другим «ролям», но только ни к этой «драматичной роли». Драма – это «бытовая трагедия», то есть сюжет такой же трагичный, но более приземленный, перенесенный в настоящее время. Но лирический герой не хочет быть героем трагического сюжета! 

Последняя строфа сообщает нам о смирении и принятии роли лирическим героем, о его понимании жизни, понимании неизбежности определенных событий, о его удивлении лицемерию некоторых из окружающих, легко принимающих происходящее.  

Тема, проблемы, настроение

«Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.»

Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.

Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.

Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.

Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».

Основная идея

«Жизнь прожить — не поле перейти.»

Последняя строка подытоживает всё стихотворение и является основной его идеей. 

Может показаться, что главная мысль стихотворения «Гамлет» тоже пессимистичная и унылая, как тема, наполненная безысходностью, но это не так! Данная пословица гласит о том, что жизнь – это непростая вещь, будут на жизненном пути встречаться и кочки, и ямы, будут ошибки, будут взлеты и падения, но это всё и ценно, это всё является уроками, это всё создает из нас людей, которыми мы должны быть. От каждого из нас требуется лишь терпение, мужество и смиренное доверие. Таков смысл произведения «Гамлет».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Гамлет» дополняют разбор и становятся завершающим аккордом.

  1. Эпитеты: «далекий отголосок», «замысел упрямый».
  2. Все произведение очень метафорично, даже его название – это скрытое сравнение с героем шекспировской трагедии. 
  3. Метафоры: «ловлю в отголоске», «наставлен сумрак ночи», «всё тонет в фарисействе»
  4. Метонимия: «наставлен тысячью биноклей на оси».
  5. Фразеологизмы: «жизнь прожить – не поле перейти».
  6. Инверсия: «я люблю твой замысел упрямый», «играть согласен эту роль».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector